Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем

Важно

Продолжительность такой работы не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, работодатель обязан вести журнал учета продолжительности сверхурочных работ.

Ненормированный рабочий день — это один из режимов рабочего времени, при котором отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работники с ненормированным рабочим днем в случаях производственной необходимости могут привлекаться для выполнения возложенных на них трудовых обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При этом такая переработка для этих работников не считается сверхурочной работой и не компенсируется оплатой в повышенном размере.

Однако они не должны привлекаться к систематической работе во внеурочное время. Введение в индивидуальном порядке режима ненормированного рабочего дня осуществляется по приказу руководителя с извещением работника не позднее чем за два месяца. Режим ненормированного рабочего дня может устанавливаться также для работников, занятых на условиях неполной рабочей недели (для работников на условиях неполного рабочего дня такой режим устанавливаться не может).

Зарплата», 2007, N 2 Вопрос: В штатном расписании предусмотрена доплата водителям за ненормированный рабочий день. Какими документами можно подтвердить, что водитель отработал больше установленной нормы? Ведь за сверхурочную работу нужно либо платить в повышенном размере, либо предоставлять дополнительное время отдыха.

Ответ: Давайте сначала разберемся в понятиях «сверхурочная работа» и «ненормированный рабочий день». Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

Инфо

В некоторых случаях работника можно привлечь к такой работе без его согласия, в некоторых — только с письменного согласия (ст. 99 ТК РФ). Законодательство обязывает работодателя вести точный учет сверхурочной работы каждого работника.

ТК РФ компенсация дополнительного отпуска за работу по режиму ненормированного рабочего дня не может выплачиваться беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. За счет средств организации могут предусматриваться и другие льготы за работу в указанном режиме.

К ним, в частности, могут быть отнесены повышение суммы заработной платы (установление специальной доплаты, повышенного (персонального) оклада), предоставление отпуска в удобное для работника время, направление работника на обучение за счет средств организации и т.п. Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем предусмотрено не будет, то работы сверх нормы рабочего времени должны быть признаны сверхурочными с их дополнительной оплатой в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ.

Итак, как мы уже говорили, при устройстве на работу водитель должен предоставить водительское удостоверение, подтверждающее наличие у него необходимых профессиональных качеств и стаж работы. Кроме того, водительское удостоверение должно быть на то транспортное средство, управление которым необходимо организации.

Помимо вышеперечисленных документов и основного пакета документов, необходимого при устройстве на работу, важно предоставить работодателю медицинскую справку о том, что вы можете выполнять функции водителя по медицинским показаниям.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Само положение распространяется на водителей всех организаций, кроме тех, кто занимается международными перевозками.

Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами. О нем сказано многое.

Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы. И он обязательно определяется специальным регламентом.

Что ж, тема важная и интересная, так что её обязательно следует рассмотреть более подробно.

Итак, первое, что касается режима труда и отдыха водителей – это учет рабочего времени. Существует всего два вида. Первый – это ежедневный учет. То есть высчитывается длительность каждого дня. И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.

А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться.

Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться.

Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае.

Оно состоит из нескольких так называемых периодов. Первый – это время, в течение которого человек управляет транспортным средством.

Второй – количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать.

Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах.

Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр – еще один важный момент. Водитель должен находиться в нормальном состоянии перед тем, как осуществить рейс.

Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров – это также часть работы.

Простои – неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты (а порой даже часы), но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности.

Охрана груза и непосредственно автомобиля – также часть работы человека, занимающегося перевозками и транспортировками.

Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте (то есть в или рядом с транспортным средством) даже в тот момент, когда ТС не находится в движении. В общем, как можно видеть, список довольно внушительный.

Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние.

То, что нужно знать

Кое-что стоит уточнить, обсуждая особенности режима труда и отдыха водителей. К примеру, если у человека рабочий день длится 8 часов, то в это время должно войти всё вышеперечисленное.

То есть медицинские осмотры (перед и после рейса), перерывы и т.д. Бывает, что организации предлагают водителю отдыхать за счет сокращения времени, отведенного на обед.

Так быть не должно – это не правильно.

Еще важно знать, что время, уходящее на охрану груза, не всегда засчитывается полностью. Но необходимо, чтобы водителю заплатили как минимум за 30%. Допустим, у водителя рабочий день длится 8 часов.

Из них он три часа охраняет груз, находясь на стоянке. Фирма засчитывает время как полностью, так и на 30%. Если будет сделано так, как описано в последнем примере, то из 3 часов охраны в рабочий день включится лишь один.

Таким образом общая продолжительность рабочего времени составит десять часов.

Эту тему стоит обсудить более подробно. Итак, если фирма ведет ежедневный учет, то водитель автомобиля в неделю отрабатывает стандартные сорок часов.

И если он выходит на смену 5 раз за неделю, то длительность каждого дня не может составить более 8 ч.

Когда водитель работает по шестидневке, то каждая его смена составляет максимум семь часов.

Суммированный учет считается намного более мудреной схемой. В этом случае фирма рассчитывает отработанное водителем время за целый месяц, а не за отдельный день.

А иногда – и вовсе за сезон! Это в тех случаях, если по условиям работы ежедневная норма просто не может быть выполнена. Ярким примером может считаться летне-осенний период.

Обычно вышеописанная ситуация складывается в связи с обслуживанием сезонных работ. Так что водитель автомобиля может попасть даже под 6-месячный учетный период.

Продолжительность

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Это ещё один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как режим труда и отдыха водителей. Продолжительность времени, проводимого человеком за рулем, не должна превышать установленной нормы.

К примеру, на протяжении календарного месяца, который состоит из 31 дня, водитель работает 23. В таком случае он не должен проводить за рулем больше 184 часов. Причем в это время включается отдых, медосмотры, охрана грузов, высадка и посадка пассажиров и т.д.

Исключения

Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.

Предлагаем ознакомиться:  Правомерно ли енвд быть агентом

Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах.

Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.

Водитель-дальнобойщик также имеет право на разделение рабочего времени. Такая возможность предоставляется тем людям, которые осуществляют регулярные городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты.

Перерыв в данных случаях назначается не позднее, чем спустя 5 часов после того, как началось рабочее время. Отдых, в свою очередь, длится максимум три часа. В данный перерыв не включаются часы, отведенные на питание.

  1. При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
  2. При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
  3. Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.

Важно

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен быть закреплен в коллективном договоре, локальных нормативных актах (ст. 101 ТК РФ). Законодательство не обязывает работодателей учитывать время, превышающее нормальную продолжительность рабочего времени таких работников, и оплачивать это время в повышенном размере. А компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня является дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней.

Внимание

Кроме того, работодатель вправе устанавливать надбавки работникам с ненормированным рабочим днем. В рассматриваемой ситуации водители работают в режиме ненормированного рабочего дня. Это условие должно быть прописано в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах.

Возможна ли доплата за ненормированный рабочий день водителям 50%

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.

№ 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

На первый взгляд трудоустройство водителей выглядит не очень проблематичным процессом. Но, при ближайшем рассмотрении можно сразу определить, что этот процесс имеет множество нюансов. Так, например, при трудоустройстве, водитель обязан помимо основных документов, свойственных для приема на работу, должен предоставить еще документы, подтверждающие его профессиональную подготовку и необходимый для работы стаж.

Особенности труда водителей законодательно ничем не отличаются от особенностей труда любого другого сотрудника организации. У водителей продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. При этом те водители, которые трудятся в рамках пятидневной рабочей недели, не должны работать больше 8 часов в день. А те, у кого шестидневная рабочая неделя не должны работать больше 7 часов в день.

Тем не менее, бывают ситуации, когда водителю, за исключением водителей такси, может быть назначен ненормированный рабочий день. При этом количество рабочих смен и их продолжительность определяются исходя из продолжительности стандартной рабочей недели. А дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Как правило, ненормированный рабочий график для персональных водителей в организации устанавливается довольно часто. Временами, руководители привлекая таким образом сотрудников, даже забывают о том, что ненормированный рабочий график не должен систематически применяться к одному и тому же сотруднику. Кроме того, подобный график должен применяться исключительно в случаях необходимости.

Ненормированный рабочий день: что значит для водителей

Таким образом, мы выяснили, что руководитель может установить ненормированный рабочий график водителю легкового автомобиля, за исключением водителей такси. Такой график чаще всего устанавливается персональным водителям.

Мы говорили о ненормированном рабочем графике относительно водителей легковых автомобилей. Но что касается водителей грузовых автомобилей, то, например, те, кто осуществляет перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, аварийных и иных перевозок не подразумевающих выезд на автомобильные дороги общего пользования  и т.

Предлагаем ознакомиться:  Существует ли негосударственный пенсионный фонд согласие

А для междугородних перевозок водителю должен быть обеспечен необходимый отдых и перерывы в вождении. После трех первых часов — 15 минут и далее от часа и более в зависимости от усталости водителя. Причем перерывы включаются в рабочий график.

Именно поэтому, чтобы обеспечить выполнение всех указанных норм, руководитель помимо учета рабочего времени должен вести дополнительный учет непосредственного управления автомобильным средством сотрудником.

Для того, чтобы дополнительные рабочие часы не были определены, как сверхурочные, необходимо обязательно прописать вероятность привлечения сотрудника к сверхурочной работе в трудовом договоре. Все это должно быть отражено в документе при условии, что должность водителя оговорена в нормативных документах, как допустимая к должностям с ненормированным графиком.

После указания соответствующей информации в договоре, руководителю не нужно издавать дополнительные указы о ненормированном графике или получать согласие сотрудника на дополнительные часы работы.

Рабочее время водителей

Водители служебных транспортных средств, как и любые другие работники, имеют право на компенсацию за ненормированный рабочий график в виде дополнительных отпускных дней. 

Рекомендуем материалы по теме:

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. .

Дополнительный отпуск Порядок предоставления отпуска и компенсаций регулируется ст.126 ТК РФ.

Сотрудник по своему желанию самостоятельно может выбрать компенсацию, в виде которой будет производиться оплата ненормированного рабочего дня в праздничный день, – удвоенная оплата труда или отгул. Кроме того, специалисты из службы занятости настоятельно рекомендуют нанимателям не злоупотреблять случаями, когда сотрудникам приходится работать в дополнительное время.

Если случаи повторяются регулярно и становятся нормой, сотрудник имеет право пожаловаться в трудовую инспекцию, а работодатель может быть привлечен к ответственности. Дополнительные дни отпуска Как говорилось выше, предприятие-работодатель имеет возможность самостоятельно устанавливать, сколько дней будет добавлено к отпуску сотрудников, работающих по ненормированному графику.

Но с условием, что время отдыха будет увеличено на время более трех суток. Дополнительные отпускные дни оплачиваются в обычном порядке.Чтобы установить дополнительные расходы при подсчете налогов, нужно, чтобы дополнительные дни отпуска сотрудника были предоставлены работнику без каких-либо нарушений. Точное время дополнительной работы и отдыха должно быть отображено в трудовом договоре.

Если все пункты требования удовлетворены, зарплатная надбавка за дополнительную работу может быть засчитана в общие затраты на оплату работы сотрудников (п. 7 ст. 255 НК РФ). Провести учет можно полностью, а не только за определенные дни, положенные сотруднику с ненормированным рабочим днем самим законодательством.

Компенсации за ненормированный рабочий день

Главная/Заработная плата/Доплата за классность водителям Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем. Внимание Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат.

И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства? Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС. Обязательны ли выплаты за классность? Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией.

Если в локальном акте нет положения о дополнительном отпуске, должна ли фирма компенсировать ненормированную работу только деньгами?

Нет. По смыслу статьи 119 Трудового кодекса РФ основной вариант компенсации — отпуск. Если его продолжительность не установлена в локальном акте, она будет составлять три календарных дня.

Как оплачивается ненормированный рабочий день

В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:

  • за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
  • за 2 начисляется 10%.

Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства. Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте.

Внимание

При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию. Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности. Приказ о доплате за классность водителю Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт.

Внимание

Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день?

означает, что сотрудник эпизодически, по распоряжению администрации фирмы, может привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Ненормированный режим можно установить сотрудникам, если:

  • их труд не поддается точному учету (например, руководители);
  • они распределяют рабочее время по своему усмотрению юристы, журналисты);
  • их рабочее время делится на части неопределенной продолжительности (водители).

Работа в ненормированном режиме не должна носить постоянный характер. Сотрудники могут привлекаться к подобной работе лишь время от времени, при необходимости. Об этом говорится в статье 101 Трудового кодекса РФ.

Работать на условиях ненормированного рабочего дня могут не все сотрудники, а только те, перечень которых установлен коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 101 ТКРФ).

Можно ли устанавливать ненормированный рабочий день персональным водителям, которые возят начальство?

Можно. Водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Такое правило закреплено в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г № 15).

Как вести табель учета рабочего времени на сотрудников с ненормированным рабочим днем?

Подписка

Количество часов, которые сотрудник отработал при ненормированном рабочем дне, если в течение месяца он привлекался эпизодически к выполнению своей работы по просьбе руководителя после завершения рабочего дня, в табеле не отражается и не учитывается, в отличие от часов, отработанных сверхурочно.

Помните, что компенсировать сотруднику работу в ненормированном режиме нужно дополнительным отпуском, который не может быть меньше трех календарных дней (ст. 119 ТКРФ). Помимо этого вы можете установить в коллективном договоре, трудовом договоре или локальном акте фирмы доплату за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

Каждый случай привлечения к ненормированной работе оформляйте соответствующим приказом. Иначе в случае судебного разбирательства вы не сможете доказать, что работа в ненормированном режиме носила эпизодический характер. Помните что лэпизодически» означает линогда», лвремя от времени».У директора ненормированный рабочий день. Нужно ли издавать приказы о привлечении его к ненормированной работе каждый раз, когда он задерживается в офисе?

Не нужно. Руководители — это сотрудники, которые самостоятельно планируют свой рабочий день и задерживаются по своей инициативе, а не потому, что их привлекают к работе. Поэтому, если должность директора указана в перечне должностей с ненормированным рабочим днем и такие условия труда прописаны в его трудовом договоре, приказ о привлечении к ненормированной работе не требуется.

5 ст. 99 ТК РФ не допускается привлечение к сверхурочной работе:— беременных женщин;— работников в возрасте до 18 лет;— в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ).По аналогии, поскольку работа в режиме ненормированного рабочего дня выполняется за пределами установленной продолжительности рабочего времени, привлекать, в частности, беременных женщин к работе в таком режиме нельзя.

если сотруднику установлено неполное рабочее время, то можно устанавливать ему и ненормированный рабочий день. Такое мнение приведено в Письме Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1.Итак, кого же все-таки можно включать в перечень лиц для установления ненормированного рабочего дня?Пунктом 2 Правил N 884 <1>

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

закреплено, что в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день (далее — Правила N 1090).

Предлагаем ознакомиться:  Видно ли лицо водителя при фиксации камерой

В частности, в п. 2 этих Правил указано, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы. Служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, дополнительный отпуск предоставляется согласно служебному распорядку государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебному контракту.

Возможность установления отдельным категориям работников режима ненормированного рабочего дня может предусматриваться положениями отдельных нормативных правовых актов. В частности, согласно п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.

Вопрос о подмене понятий

Следует отметить, что нет ясности в определении эпизодичности применительно к ненормированному рабочему дню. Связано это с тем, что определения сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ) и ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ) содержат одно и тоже выражение: за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Отличие лишь в том, что привлечение к сверхурочной работе возможно по инициативе работодателя, а в отношении ненормированного рабочего дня работники могут привлекаться по распоряжению работодателя. Также непонятно, в какой форме должно быть распоряжение — в письменной или же достаточно устной формы?

Напомним, что привлечение к сверхурочной работе по общему правилу возможно с письменного согласия работника. Для привлечения к работе в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ не требует получать согласие работника, соответственно, он обязан выполнить распоряжение работодателя (начальника), даже если в этот рабочий день не согласен трудиться в режиме ненормированного рабочего дня. Он не вправе отказаться, и если он не выполнит распоряжение работодателя (начальника), то может быть подвергнут дисциплинарному наказанию.

К сведению. Если при оформлении на работу в трудовом договоре не содержится пункт, предусматривающий возможность ненормированного рабочего дня, то сотрудник вправе отказать работодателю и не трудиться сверхурочно.

Считаем, что предпочтительно придерживаться все же письменной формы распоряжения (например, издать приказ, распоряжение, указание), так как это будет непосредственно указывать на необходимость привлечения к работе за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени.Кроме того, ст.

101 ТК РФ не установлены ограничения по продолжительности переработки при ненормированном рабочем дне, тогда как сверхурочная работа не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ). К тому же в случае сверхурочной работы сотрудник может воспользоваться правом на дополнительный отдых (ст. 152 ТК РФ).

При режиме работы с ненормированным рабочим днем работники обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соответственно, они лишены возможности использовать ежедневный отдых в установленных порядке и размере. Как указано в Письме Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1, введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д.

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Но эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздники. Поэтому привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 ТК РФ.

Также отметим, что сверхурочная работа имеет статус рабочего времени, а ненормированный рабочий день относится к режиму труда, способу выполнения трудовых обязанностей. Сравнивать эти понятия нельзя, поскольку речь идет о разных правовых функциях.Следует уточнить, что в коммерческих организациях эти понятия не смешиваются, так как в ст.

119 ТК РФ осталась единственная возможность для установления ненормированного рабочего дня — с компенсацией дополнительного отпуска. А вот что касается бюджетных учреждений, смешение понятий очевидно, так как допускается взаимозаменяемость сверхурочной работы ненормированным рабочим днем путем замены дополнительного отпуска, которым компенсируется ненормированный труд, повышенной оплатой, применяемой для компенсации сверхурочной работы. Например, п.

4 Правил N 884 предусматривал подобное до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 993 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884» (до 10.10.2014). При этом п. 4 Правил N 1090 до сих пор установлено, что если дополнительный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя

Если же нужно установить ненормированный режим сотруднику, уже работающему в фирме, то это можно сделать, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, ведь изменять существенные условия договора можно по взаимному согласию сторон (ст. 72 ТКРФ).

Можно ли установить ненормированный режим по инициативе администрации?

Можно, если такая необходимость вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТКРФ). Сотрудника нужно письменно предупредить о введении изменений не менее чем за два месяца. Если он не согласен работать в изменившихся условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, соответствующую его состоянию здоровья, а при отсутствии таковой — любую вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

Может ли быть у водителя ненормированный рабочий день?

Состав рабочего времени

– время управления автомобилем;– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В том случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется;

– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; – время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;– время простоев не по вине водителя;– время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

– время охраны груза и автомобиля на стоянке в конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем). Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;– время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%; – иные периоды времени, предусмотренные законодательством.

Отпуск за ненормированный рабочий день водителям

Суммированный учет рабочего времени

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Смысл суммированного учета рабочего времени состоит в том, что продолжительность ежедневной и (или) еженедельной работы может быть более установленной нормы, но общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

В отличие от правил, установленных ТК РФ, учетный период для водителей автомобилей составляет один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, допускается установление учетного периода продолжительностью до шести месяцев.