Понятие аренды земель

Понятие «аренда земельного участка» охватывает правоотношения двух видов.

Первые связаны с вещными правами на землю, предоставленными из публичных земель муниципалитетами либо органами госвласти. Правоотношения рассматриваемого вида имеют выраженную публичную составляющую.

Это касается всех существенных условий, порядка заключения и исполнения арендного договора. Так:

  • в аренду могут быть переданы участки, не находящиеся на кадастровом учете (достаточно наличия схемы расположения на кадастровом плане территории);
  • арендные договора в отношении публичных земель по общему правилу заключаются на торгах, и только в порядке исключения – без них;
  • срок аренды определяется в зависимости от разрешенных видов использования земель и устанавливается в привязке к градостроительным регламентам;
  • порядок расчета арендной платы устанавливается нормативно.

Вторые связаны с гражданско-правовыми обязательствами, возникающие между частными владельцами земель и равноправными контрагентами-арендаторами. Они регламентированы, преимущественно, Гражданским кодексом РФ.

Интересно, что в странах Евросоюза не существует института предоставления земельных участков в том виде, в каком он есть в России. Ввиду отсутствия свободных целинных земель земельные участки покупаются и арендуются исключительно на вторичном рынке по правилам гражданского законодательства.

Правовые основы сдачи в аренду земельных участков

Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

В ч. 2 ст. 607 ГК РФ оговорена возможность установления специальных правил и ограничений касательно сдачи в аренду обособленных природных объектов.

К примеру, право аренды земельного участка может стать самостоятельным предметом залога. Этим оно отличается от права аренды иной недвижимости.

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

Одновременное действие предписаний гражданского и земельного законодательства привносит в регламентацию арендных правоотношений некоторую специфику. Стоит учесть, что законотворчество в сфере гражданско-правовых отношений находится в исключительной компетенции РФ. При этом земельное и градостроительное законодательство, наоборот, является предметом общей компетенции РФ и ее субъектов.

Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.

Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.

Правомочности арендатора

Исходя из определения ст. 606 ГК РФ, аренда земель представляет собой гражданско-правовой договор о передаче участка во временное владение и пользование за плату. Владение земельным участком связано с возможностью:

  • получить объект от арендодателя по передаточному акту;
  • фактически обладать участком;
  • исключить нахождение в его пределах сторонних лиц, кроме тех, в чьих интересах установлен сервитут.

Право пользования связано с извлечением полезных свойств земельного участка в собственных интересах. Свобода действий арендатора ограничена целевым назначением и разрешенными способами использования земельного участка согласно кадастровой документации.

Плоды, сельскохозяйственная продукция и другие доходы, полученные арендатором при использовании полученного от государства или муниципалитета земельного участка, признаются его собственностью в силу ст. 606 ГК РФ.

Арендная плата

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:

  • Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила N 582).

Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

  • принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
  • принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
  • принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
  • принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
  • принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
  • принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно п. 2 Правил N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Предлагаем ознакомиться:  Кто может обжаловать в арбитражный суд обжаловать действия государственных органов

При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в нем случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (п. 8 Правил N 582).

Если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество исходя из договора аренды земельного участка (п. 11 Правил N 582).

Согласно п. 12 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Дополнительные условия заключения договоров аренды в отношении земель отдельных категорий

Соглашение о передаче земельного участка во временную эксплуатацию гражданам или компаниями называется договором аренды. В отношении земель государственной собственности и владений муниципалитета также используется стандартный типовой бланк и сама сделка оформляется в письменном виде.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Одной из сторон соглашения является арендодатель – это государственное или муниципальное ведомство, которое распоряжается землей по праву собственности и имеет право передавать его во временную возмездную эксплуатацию. Другим участником считается арендатор. В его роли могут выступать граждане и юридические компании.

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

Такое соглашение может быть заключено по заявлению пользователя. Данный вариант допускается, если речь идет о территориях, не предназначенных для застройки. Для этого, гражданин или компания подают заявления, а затем заключают договор с распорядителем надела.

Второй способ – это участие в торгах. Здесь речь идет о наделах, предназначенных для застройки или комплексного обследования. Уполномоченное ведомство назначает дату проведения торгов, а собственник подает заявку на участие. В результате, договор аренды заключается с тем участником, который назвал максимальную цену.

В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Однако стоит отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 г. Федерального закона N 302-ФЗ <1> с указанной даты отменяются положения, касающиеся государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. В частности, с 1 марта 2013 г. не применяются вышеприведенные правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 609 ГК РФ (п. 8 ст. 2 Федерального закона N 302-ФЗ). Что же, получается, впредь регистрировать договоры аренды земельного участка не нужно?

Данное утверждение не совсем верно. Разъяснения о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом с 1 марта 2013 г. приводятся в Письме Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 22.01.2013 N 3.3-6/94. В нем говорится о том, что с 1 марта 2013 г.

Однако специалисты отмечают, что в данном случае следует учитывать также п. 1 вводимой в действие с 1 марта 2013 г. ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Что касается договора аренды, по нему собственник не может самостоятельно использовать переданное в аренду имущество, следовательно, указанный договор является обременением недвижимого имущества и, соответственно, выступает основанием для государственной регистрации такого обременения.

Таким образом, с 1 марта 2013 г. будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды по договору аренды, заключенному сторонами в простой письменной форме.

В силу ст. 39.8 ЗК РФ арендаторам вменяется в обязанность:

  • хозяйствовать способом, исключающим возможную деградацию, захламление, порчу или уничтожение плодородного слоя (в отношении участков сельскохозяйственного назначения);
  • провести рекультивацию (земли, предоставленные для недропользования);
  • в отношении участков береговой полосы общего пользования обеспечить населению свободный доступ к водному объекту;
  • применительно к землям, предоставленным организациям для ведения дачного хозяйства, обеспечить изготовление проектов планировки и межевания территории, организовать проведение кадастровых работ;
  • в отношении земель, предоставленных для комплексного освоения, заключить соответствующий договор об освоении.

II. Муниципальное

В рамках действующего законодательства земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ) и могут передаваться в аренду. Стоит подчеркнуть, что предметом арендного договора могут выступать только выделенные участки. Неразграниченные целинные земли в аренду передаваться не могут.

Договор аренды должен вмещать сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок как часть земной поверхности, индивидуально-определенную вещь и объект аренды. При отсутствии таких сведений арендная сделка считается незаключенной (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Индивидуализация участка обеспечивается посредством:

  • постановки на кадастровый учет;
  • формирования границ по правилам ст. 38 «Межевой план» Федерального закона РФ № 221«О госкадастре недвижимости».

Инициатором предоставления земельных участков в аренду может выступать любая сторона договора: арендодатель в лице соответствующих публичных образований либо арендатор. Для получения в аренду публичных земель по собственной инициативе заинтересованному лицу приходится последовательно:

  • осуществить образование участка;
  • обеспечить установление разрешенных способов использования;
  • приобрести право аренды участка в результате его предоставления одним из оговоренных ЗК РФ способов, то есть с аукциона или без него.

Отраслевые нормативные акты в качестве оснований образования участков требуют подготовки различных документов:

  • лесоустроительной документации (Лесной кодекс РФ);
  • проекта межевания территории (Градостроительный кодекс РФ);
  • схемы образования участков на кадастровом плане территории (ЗК РФ);
  • проекта организации и застройки территории (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:

  • Участок поставлен на кадастровый учет.
  • Определено его разрешенное использование.
  • Он отнесен к определенной категории земель.
  • Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

Как получить землю в аренду? В общем случае аренда земли у муниципалитета происходит в порядке торгов. В ходе аукциона определяются цена участка и его арендатор. Все случаи предоставления земли без организации аукциона указаны в статье 39.6, ниже приведены самые характерные условия.

Без торгов взять в аренду земельный участок у администрации могут:

  • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
  • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
  • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
  • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
  • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.

Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.

Оно включает в себя такие реквизиты:

  • Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
  • Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
  • Цель использования ЗУ.
  • Контактные данные заявителя.

К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

В течение месяца заявление рассматривается администрацией, при его одобрении подготавливается договор на предоставление земли в аренду.

Его основные реквизиты:

  • Сведения об арендаторе и арендодателе.
  • Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
  • Предназначение ЗУ.
  • Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
  • Данные о строениях (если имеются).
  • Цена договора и способ расчета.
  • Срок действия договора.
  • Подписи сторон и дата заключения договора.

Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.

Особенности аренды государственных и муниципальных земельных участков

Предлагаем ознакомиться:  Договор гпх на разработку по

Торги по предоставлению права аренды земли у административных властей проходят стандартным путем: устанавливается начальная стоимость, которая увеличивается на один «шаг» участниками аукциона, если цена объявляется более трех раз, право аренды переходит к участнику, повысившему цену последним.

Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.

Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.

III.
Производственное ( корпоративное) —
добровольный, рекомендательный харатер,
как проявляется не описано в ЗК.

1. Органы общей
компетенции-
на всю тер-рию рф независимо от формы
собственности, категории земли.
Правительство РФ, ОГВ субъектов, ОМСУ
(городские, районные, поселковые и
сельские администрации)

функции:
-по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере изучения, использования,
воспроизводства и охраны природных
ресурсов, включая недра, водные объекты,
леса, расположенные на землях особо
охраняемых природных территорий, в
сфере мониторинга окружающей природной
среды, ее загрязнения, а также по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере охраны окружающей среды, включая
вопросы, касающиеся особо охраняемых
природных территорий и государственной
экологической экспертизы.

2. Органы спец
компетенции-
конкретизирует полномочия органа в
своем составе.

Росреестр —
Федеральная служба государственной
регистрации, кадастра и картографии —
входит в структуру Министерства
экономического развития РФ.

функции:
по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним,
по оказанию государственных услуг в
сфере ведения государственного кадастра
недвижимости, осуществления государственного
кадастрового учета недвижимого имущества,
кадастровой деятельности, государственной
кадастровой оценки земель, землеустройства,
государственного мониторинга земель,
геодезии и картографии, навигационного
обеспечения транспортного комплекса
(кроме вопросов аэронавигационного
обслуживания пользователей воздушного
пространства Российской Федерации), а
также функции по осуществлению
государственного геодезического
надзора, государственного земельного
контроля, надзора за деятельностью
саморегулируемых организаций оценщиков,
контроля (надзора) за деятельностью
арбитражных управляющих и саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих,
государственного метрологического
надзора в области геодезической и
картографической деятельности.

-по организации
единой системы государственного
кадастрового учета недвижимости и
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, а
также инфраструктуры пространственных
данных Российской Федерации.

Росприроднадзор
– Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования- входит в структуру
Министерства природных ресурсов и
экологии.

Является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере природопользования,
а также в пределах своей компетенции в
области охраны окружающей среды, в том
числе в части, касающейся ограничения
негативного техногенного воздействия,
в области обращения с отходами (за
исключением радиоактивных отходов) и
государственной экологической экспертизы.

Россельхознадзор
— Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору – в ведении
Министерства сельского хозяйства РФ.

Осуществляет
функции по контролю и надзору в сферах:

  • ветеринарии(в
    том числе функции по защите населения
    от болезней, общих для человека и
    животных);

  • карантина
    и защиты растений;

  • использования пестицидовиагрохимикатов;

  • обеспечения
    плодородия почв;

  • селекционных
    достижений;

  • в
    сфере качества и безопасности зерна и
    продуктов его переработки

3. Прекращение
права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком, права
пожизненного наследуемого владения
земельным участком по основаниям,
указанным в подпункте
1 пункта 2
настоящей статьи, осуществляется в
соответствии с правилами, предусмотренными
статьей 54
настоящего Кодекса, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами.

*Дополнительно:
порядок.

Статья 54. Порядок
изъятия земельного участка, предоставленного
на праве пожизненного наследуемого
владения, праве постоянного (бессрочного)
пользования, ввиду ненадлежащего
использования земельного участка

земля под застройку

1. Принудительное
прекращение права пожизненного
наследуемого владения земельным
участком, права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком по
основаниям, указанным в подпункте
1 пункта 2 статьи 45
настоящего Кодекса, осуществляется на
основании вступившего в законную силу
судебного акта об изъятии земельного
участка (при условии неустранения
ненадлежащего использования земельного
участка после назначения административного
наказания), за исключением случаев,
указанных в пункте
2 настоящей
статьи.

2. Принудительное
прекращение права постоянного
(бессрочного) пользования земельным
участком, предоставленным государственному
или муниципальному учреждению, казенному
предприятию (за исключением государственных
академий наук, созданных такими академиями
наук и (или) подведомственных им
учреждений), по основаниям, указанным
в подпункте
1 пункта 2 статьи 45
настоящего Кодекса, осуществляется по
решению исполнительного органа
государственной власти или органа
местного самоуправления, предусмотренных
статьей 39.2
настоящего Кодекса, об изъятии земельного
участка (при условии неустранения
ненадлежащего использования земельного
участка).

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.

146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.

Казенные учреждения, согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признают объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду также не подлежит обложению НДС.

Подтверждением этого служит позиция Минфина России, выраженная в п. 2 Письма от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями». В связи с этим в данной ситуации у арендаторов земельных участков также не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344).

Налог на прибыль. Выясним, подлежат ли обложению этим налогом доходы от сдачи в аренду земельных участков государственными органами (органами местного самоуправления). Выше было указано, что государственные органы (органы местного самоуправления) вправе сдавать в аренду имущество (в том числе земельные участки), не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями (предприятиями), то есть имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно изложенной в них позиции доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций. Данный вывод специалисты финансового ведомства делают из того, что РФ, субъекты РФ, иные публично-правовые образования (равно как и государственные органы (органы местного самоуправления), наделенные от их имени соответствующими полномочиями) не являются плательщиками налога на прибыль в силу положений ст. 246 НК РФ.

А подлежат ли налогообложению доходы от аренды, если участок сдают казенные учреждения? Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

По мнению налоговых органов, приведенному в Письмах от 13.08.2012 N 16-15/073584@, от 04.10.2011 N 16-12/095677@, если вид деятельности казенного учреждения — сдача в аренду имущества — не обозначен в уставе казенного учреждения как основной, то он не является государственной услугой, следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Исходя из ст.

Бюджетный учет

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) казенные учреждения ведут бюджетный учет, руководствуясь Инструкциями N N 157н <2> и 162н <3>.

В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).

Земельные участки, входящие в состав имущества казны, согласно п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н, учитываются на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Кроме того, стоит отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества, переданного учреждением по договору аренды, указанное имущество подлежит учету на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции N 157н).

Предлагаем ознакомиться:  Образцы жалоб на определение: типовые примеры шаблонов, форм жалоб на определение за 2019 год

Согласно п. 382 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 25 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп (10, 20, 30, 40, 50 и т.д.), его количеству и стоимости.

Прежде чем привести бухгалтерские записи, отражающие операции по сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, отметим следующее. В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования такого имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, относятся к неналоговым доходам бюджета. Следовательно, средства, полученные от сдачи в аренду указанного имущества, подлежат зачислению в бюджет.

Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче земельных участков в аренду.

Пример 1. Администрация муниципального района предоставила в аренду коммерческой фирме земельный участок для размещения платных автостоянок. Данный земельный участок включен в казну муниципального района. Согласно договору, заключенному сроком на пять лет, годовая арендная плата составляет 250 000 руб.

Администрация муниципального района является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

 Содержание операции 
 Дебет 
 Кредит 
 Сумма,
руб.
 Пункт 
Инструкции
N 162н
Начислены доходы от 
сдачи в аренду земельных
участков (за исключением
суммы НДС, исчисляемой
арендаторами
муниципального
имущества)
(250 000 - 38 135) руб.
1 205 21 560
1 401 10 120 
211 865
78, 120
Отражена сумма арендной 
платы, поступившая
в доход бюджета
муниципального района
от арендатора земельного
участка (за исключением
суммы НДС, исчисляемой
арендаторами
муниципального
имущества)
1 210 02 120
1 205 21 660 
211 865
78, 91

Пример 2. Казенное учреждение, за которым закреплен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, с согласия собственника данного участка сдает его в аренду. По договору аренды годовая арендная плата составляет 300 000 руб. Услуги по сдаче земельного участка казенным учреждением не облагаются НДС, но облагаются налогом на прибыль, поскольку указанный вид услуг не является государственной услугой. Налог на прибыль рассчитывается с полной суммы арендной платы.

Казенное учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению платежей в бюджет и их учету.

 Содержание операции 
 Дебет 
 Кредит 
 Сумма,
руб.
 Пункт 
Инструкции
N 162н
 В учете казенного учреждения 
Начислены доходы от 
сдачи в аренду земельных
участков
1 205 21 560
1 401 10 120 
300 000
78, 120
Отражены оформленные 
Извещением (ф. 0504805)
расчеты с
администратором доходов
бюджета, осуществляющим
отдельные полномочия
по администрированию
кассовых поступлений
1 304 04 120
1 303 05 730 
300 000
104
Отражена сумма арендной 
платы, поступившая
в доход бюджета
от арендатора земельного
участка (на основании
Извещения (ф. 0504805))
1 303 05 830
1 205 21 660 
300 000
104
Начислен налог на 
прибыль с арендной платы
(300 000 x 20%)
1 401 20 290
1 303 03 730 
 60 000
121 в ред. 
Приказа
Минфина
России N 174н
<*>
Перечислен в бюджет 
налог на прибыль
1 303 03 830
1 304 05 290 
 60 000
111
 В учете администратора доходов бюджета, осуществляющего отдельные 
полномочия по администрированию кассовых поступлений
Отражены расчеты с 
казенным учреждением,
оформленные Извещением
(ф. 0504805)
1 303 05 830
1 304 04 120 
300 000
104
Отражена сумма арендной 
платы, поступившая
в доход бюджета
от арендатора земельного
участка
1 210 02 120
1 303 05 730 
300 000
104

Л.Ларцева

Эксперт журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»

Сроки предоставления земельных участков в аренду

Допустимые сроки аренды в отношении публичных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. Максимальный срок длительности аренды составляет 49 лет и касается земель сельскохозяйственного назначения. Минимального срока придачи земель не оговорено.

Дело в том, что плодородные почвы требуют бережного и хозяйственного отношения. Севосмену и щадящий режим использования земель может обеспечить только постоянный пользователь. Временщик же заинтересован в том, чтобы выжать из временно находящихся в его владении земель все полезные свойства по максимуму.

Рамковые сроки арендных договоров касательно публичных земель разного целевого назначения установлены нормативно и составляют, к примеру:

  • 3 — 10 лет в отношении земель, предоставляемых для возведения и реконструкции объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта;
  • 3 — 5 лет для комплексного освоения территории и дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Аукцион по предоставлению земельных участков в аренду

Как уже говорилось, законодатель рассматривает право аренды земельного участка как самостоятельное вещное право и даже допускает его залог. В рамках этой концепции вполне обоснованно выглядит общее правило ст. 39.6 ЗК о том, что право аренды публичных земель подлежит продаже с торгов.

При определении победителя торгов в ходе аукциона сравниваются исключительно ценовые предложения заинтересованных лиц, тогда как конкурс предполагает более сложную конкуренцию. При продаже права аренды публичных земель в России практикуются исключительно аукционы.

Хотя прямого запрета на применение конкурсов законодательство не содержит, считается, что процедура определения победителя (будущего арендатора) по результатам конкурса может включать субъективные моменты и предполагает возможность злоупотреблений со стороны чиновников.

Аукционы проводятся открыто. Принимать участие в них по общему правилу могут все желающие: как организации, так и физические лица. Об их проведении сообщается в СМИ и на официальных сайтах. В последнее время аукционы зачастую проводятся в электронной форме, поэтому их участниками могут стать только держатели электронной цифровой подписи.

В сообщении о проведении аукциона оглашается начальная цена договора аренды. В случае если участком заинтересовалось только одно лицо (подана одна заявка), договор аренды заключается с ним на первичных условиях. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда подано несколько аукционных заявок, но к участию в торгах по формальным основаниям допущено одно лицо.

В случае если участников аукциона несколько, происходит торг. Организатор устанавливает «шаг» – минимальную сумму, на которую можно повысить начальную цену аренду или цену, предложенную другим участником.

Если новую (повышенную) цену в отведенное время поддержал еще хотя бы один участник, торг продолжается. И так до момента, пока одно из заинтересованных лиц не станет единственным, кто предложил большую стоимость.

Он признается победителем и становится арендатором. Цена аренды соответствует максимальной предложенной им цене.

особенности покупки доли земли

В пылу торга нужно помнить о своих возможностях. За отказ или уклонение победителя либо единственного участника аукциона предусмотрена имущественная ответственность. Он лишается гарантийного взноса (обычно – 10%), предварительно перечисленного на счет организатора торгов. Добросовестным участникам, которые не выиграли аукцион, гарантийный взнос возвращается в полном объеме по окончании аукциона.

Предоставление земельного участка в аренду без торгов

Торги на аренду земель организует московский Департамент по конкурентной политике. Для выкупа права на аренду участка и последующего строительства на нем недвижимости, нужно ознакомиться со списком предполагаемых к выставлению или уже объявленных на торги земель на официальной торговой площадке Москвы. Далее надо подать заявку на участие в торгах, внести задаток и в случае выигрыша реализовать свой строительный проект.

Договор аренды участка будет оформлен на пять лет одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней. После регистрации договора в Росреестре арендатор должен вносить арендную плату каждый квартал. За последние два года действия аренды надо платить по двойной ставке, согласно Постановлению Правительства Москвы № 273-ПП.

Плата за землю устанавливается в процентном соотношении от кадастровой цены и исходя из вида ее разрешенного использования. Если торг велся на ставку арендной платы, то она уже не изменяется и устанавливается на весь срок договора.

Исключительный перечень обстоятельств, при которых заинтересованное лицо вправе требовать от публичного образования предоставления земельного участка без торгов, содержится в ст. 39.6 ЗК РФ. Вне аукциона земли предоставляются для:

  • размещения объектов социально-культурного назначения, реализации инвестиционных проектов;
  • продления договора аренды на новый срок;
  • индивидуального жилищного строительства в пределах земель, переданных для комплексного освоения;
  • ведения личного подсобного хозяйства в пределах ограниченного в обороте участка, переданного для ведения дачного хозяйства;
  • обслуживания размещенной на участке недвижимости (арендатором выступает собственник недвижимости);
  • хозяйствования на земле в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • развития уже застроеной территории лицу, с которым заключен соответствующий договор о развитии.