«Упрощенная система налогообложения» гл.26.2 НК РФ действующая редакция

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.

2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Абзац утратил силу.

Операции, не облагаемые НДС: полный список

I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.

При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).

II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально-ориентированную направленность:

  1. Медицинские товары (отечественные и зарубежные) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 31.12.2016 № 1581, от 22.11.2017 № 1404).

К ним относятся:

  • жизненно необходимые и очень важные медизделия (с 01.07.2017 — медицинские изделия);

Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, см. по ссылке.

  • протезы и комплектующие к ним;
  • техсредства (в т. ч. автотранспорт) для инвалидов;
  • очки и линзы, предназначенные для коррекции зрения, оправы для таких очков.
  1. Медуслуги, которые оказывают организации и ИП, осуществляющие меддеятельность (кроме ветеринарных и санэпидемиологических услуг):
  • оказываемые в рамках страховых полисов по обязательному медстрахованию;
  • профилактика, диагностика и лечение населения — перечень разрешенных мероприятий утвержден постановлением Правительства от 20.02.2001 № 132;
  • сбор крови у населения;
  • экстренная медпомощь населению;
  • услуги сиделки;
  • услуги патологоанатома;
  • медпомощь беременным, новорожденным, наркозависимым и инвалидам.
  1. Услуги, осуществляемые в помощь инвалидам, больным или престарелым в соответствии с выданными медучреждениями или органами соцзащиты предписаниями.
  2. Оказываемые несовершеннолетним услуги по присмотру, уходу в рамках реализации дошкольных образовательных программ, а также проведение занятий в детских секциях и кружках.
  3. Продуктовые товары, изготавливаемые непосредственно в столовых медицинских и образовательных учреждений, либо завозимые туда уже готовыми. Разъяснение по этой позиции содержится в письме ФНС от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@. При этом существует спорная ситуация в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, Минфин считает, что ИП не могут использовать преимущества от того, что это является деятельностью, не облагаемой НДС (письмо ведомства от 14.09.2009 № 03-07-14/95). Но имеется и положительная для предпринимателей судебная практика. В частности, определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07.
  4. Услуги архивариусов (разъяснения содержатся в письме УФНС Москвы от 03.07.2009 № 16-15/068560).
  5. Перевозка населения пассажирским транспортом: городским, за исключением маршрутных и обычных такси, по единым, согласованным (кроме договорных (письмо Минфина от 05.02.2013 № 03-07-07/2476)) с местной властью тарифам (дополнительные разъяснения содержатся в письме Минфина от 17.11.2009 № 03-07-07/75).
  6. Ритуальные услуги (производство памятников, декорирование надгробий, продажа ритуальной утвари) в соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства от 31.07.2001 № 567. При этом как именно следует понимать слово «ритуальный», разъяснено в письме Минфина от 14.11.2011 № 03-07-07/69.
  7. Почтовые марки, открытки и конверты (маркированные), лотерейные билеты.
  8. Предоставление в пользование жилья всех форм собственности, причем, несмотря на то что Минфин России исключает из этого перечня общежития (письмо от 22.08.2012 № 03-07-07/88), судебная практика по разрешению возможного конфликта с ФНС в основном положительна (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2011 по делу № А32-34416/2010, ФАС Московского округа от 29.12.2011 по делу № А40-120210/10-116-467, ФАС Поволжского округа от 25.03.2010 № А12-3432/2009).
  9. Монеты из драгметаллов, находящиеся в обращении в России или других государствах (подтвердить статус монет можно разъяснениями Банка России (письма Минфина от 17.03.2017 № 03-07-05/15462, от 15.08.2016 № 03-07-07/47731)).
  10. Доли в УК компаний, паи в кооперативах и инвестфондах, ценные бумаги и фининструменты срочных сделок, а также:
  • услуги депозитариев (МВФ, МБРР, МАР), при этом Центробанк России выступает депозитарием в рублях;
  • услуги, оказываемые специализированными организациями на основе лицензии и связанные с ценными бумагами.
  1. Ремонт и техобслуживание бытовой техники и товаров в период гарантийного срока использования без взимания дополнительной платы (порядок применения норм по освобождению от НДС приведен в письмах Минфина от 28.02.2013 № 03-07-07/5908 и ФНС от 06.08.2012 № ЕД-4-3/13003@).
  2. Образовательные услуги некоммерческих организаций. Что касается оказания дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии, то подробное разъяснение о применении освобождения от налогообложения содержится в письме Минфина от 24.06.2014 № 03-07-Р3-30162. Консультационные услуги в перечень не входят.

Когда образовательные услуги облагаются НДС, а когда нет, узнайте из этой публикации.

  1. Сохранение культурных и исторических памятников, сооружений, зданий, включая консервацию, реставрацию, ремонт и прочее (подробные разъяснения содержатся в письме ФНС от 07.09.2012 № АС-20-3/970).
  2. Работы в рамках строительства жилья, социально-культурных объектов, сопутствующей инфраструктуры и центров профпереподготовки военнослужащих.

    16.1. Услуги в рамках арбитража, оплачиваемые через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.

  1. Услуги, связанные с взиманием госпошлины и других видов пошлин и сборов, в том числе:
  • услуги по проведению аттестации операторов (страховщиков) для техосмотра ТС;
  • услуги техосмотра (подробности по применению освобождения — в письме ФНС от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17723@).
  1. Беспошлинные товары.
  2. Товары и услуги (кроме подакцизных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
  3. Услуги в сфере искусства и культуры (кинотеатры, планетарии, экскурсионные бюро и прочее, за исключением океанариумов, в отношении которых есть разъяснение в письме Минфина от 12.12.2011 № 03-07-07/83). По отношению к операциям по продаже входных билетов имеется разъяснение в письме Минфина от 07.08.2012 № 03-07-11/259, а вот дополнительные услуги не освобождены от НДС (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-07-07/2235).
  4. Изготовление кинопродукции организациями кинематографии, передача прав на использование данной продукции (дополнительные сведения содержатся в письмах Минфина от 05.12.2012 № 03-07-11/527 и ФНС от 13.02.2013 № ЕД-4-3/2345@). При этом реализация копий кинопродукции подлежит налогообложению (письмо УФНС Москвы от 18.10.2010 № 16-15/108644). Кроме того, ИП не освобождаются от НДС по этой позиции товаров и услуг (письмо Минфина от 29.07.2011 № 03-07-14/79).
  5. Услуги в аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов (подробности в письме Минфина от 07.08.2012 № 03-07-08/242).
  6. Обслуживание в портах водного транспорта (морских судов, судов смешанного и внутреннего плавания) во время стоянки (подробности — в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-07-07/52). Оказывать услуги могут лишь лица, которые обеспечивают судам эксплуатацию — иначе такие услуги облагаются налогом (письмо Минфина от 08.07.2011 № 03-07-08/210).
  7. Фармацевтические услуги аптек по изготовлению лекарственных средств, ремонту и изготовлению очков, слуховых аппаратов и ортопедических протезов.
  8. С 01.01.2018 этот пункт ст. 149 НК РФ утратил силу (закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). С указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Но уплачивать его будут покупатели (кроме физлиц, не являющихся ИП) — п. 8 ст. 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС.
  9. Исключительные (авторские) права, а также франшизы.
  10. Утратил силу с 01.01.2017.
  11. Азартные игры (услуги по их проведению).
  12. Доверительное управление пенсионными накоплениями застрахованных граждан.
  13. Операции, связанные непосредственно с уступкой права требования по обязательствам в рамках использования фининструментов срочных сделок, которые также освобождены от налогообложения.
  14. Утратил силу с 01.01.2019 года. Макулатура теперь облагается НДС, но начислять и уплачивать налог обязаны покупатели.
  15. Услуги по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», рекламные услуги, реализуемые организацией, которая приобрела эти права на территории объекта «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1″» в Сочи.
  16. Услуги по передаче медицинских изделий (указанных в абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.
  17. Материальные ценности, выпускаемые из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с законом «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ.
  18. Услуги по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река — море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств. Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами определяется Правительством Российской Федерации.
Предлагаем ознакомиться:  Работа для инвалидов колясочников на дому

III. Хозяйственные операции, не облагаемые НДС, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ:

  1. Продажа (использование для своих нужд) товаров, имеющих религиозное значение. Перечень таких товаров указан в постановлении Правительства РФ от 31.03.2001 № 251.
  2. Продажа (передача для собственных нужд) товаров (исключение — подакцизные товары, минеральное сырье, полезные ископаемые), производимых общественными организациями, в которых трудоустроено не меньше 80% инвалидов (подробная информация — в письме ФНС от 29.03.2011 № КЕ-4-3/4902 @). При этом если организация поставила целью именно получение дохода, то такая деятельность не подлежит освобождению от налогообложения (постановление ВАС РФ от 14.09.2010 № 1814/10). Кроме того, освобождение по НДС не применяется, если организации инвалидов используют услуги субподрядчиков (постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 16970/10). Эту же льготу могут применять организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов,  при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.
  3. Банковские операции, осуществляемые банками (кроме инкассации). При этом услуги по подготовке, сбору документов для заключения кредитных и обеспечительных договоров к таким операциям не относятся (письмо Минфина от 31.05.2013 № 03-07-05/20027).
  4. Процессинговые услуги (операции с банковскими картами). Перечень услуг также можно найти в письме Минфина от 18.07.2012 № 03-07-05/21.
  5. Банковские операции, которые можно осуществлять без лицензии Центробанка России (подробности — в письме Минфина от 31.03.2010 № 03-07-05/15).
  6. Продажа изделий народного промысла, имеющих художественную ценность, если образцы зарегистрированы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 № 35.
  7. Операции по оказанию страховых услуг.
  8. Проведение лотерей (подробности о порядке применения освобождения — в письме Минфина от 12.04.2013 № 03-07-07/12331).
  9. Продажа концентратов, руды, лома, в которых содержатся драгметаллы, Госфонду драгоценных металлов и камней, из фондов субъектов РФ — международным организациям, Центробанку и другим банковским учреждениям (дополнительная информация имеется в письмах Минфина от 02.05.2012 № 03-07-05/11 и ФНС от 08.02.2013 № ЕД-2-3-93@).
  10. Продажа неограненных алмазов.
  11. Продажа (использование для собственных и внутрисистемных нужд) товаров, изготовленных заключенными.
  12. Безвозмездная передача товаров (оказание услуг) в рамках благотворительности, за исключением подакцизной продукции (письмо Минфина от 20.10.2011 № 03-07-07/61). Дополнительная информация о применении освобождения от НДС — в письмах Минфина от 26.10.2011 № 03-07-07/66 и УФНС Москвы от 02.12.2009 № 16-15/126825.
  13. Продажа входных билетов, отпечатанных на бланках строгой отчетности спортивными учреждениями на проводимые ими мероприятия; предоставление в пользование спортсооружений для проведения указанных выше мероприятий. При этом важное значение имеет целевое назначение сдаваемого в аренду помещения (письмо Минфина от 27.11.2013 № 03-07-07/51187).
  14. Оказание адвокатских услуг.
  15. Заем в ценных бумагах или деньгами (подробности — в письме Минфина от 02.11.2012 № 03-07-07/113), в том числе и клиринговые услуги.
  16. Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, оплачиваемых из бюджета и спецфондов (в письмах Минфина от 18.01.2017 № 03-03-06/3/1931, ФНС России от 18.11.2016 № СД-4-3/21926@ содержатся требования по представлению подтверждающих документов).
  17. Исключен.
  18. Услуги санаториев и профилакториев, домов отдыха и оздоровления детей, размещенных на территории России, если путевки оформляются на бланках строгой отчетности (больше информации — в письмах Минфина от 18.04.2016 № 03-07-07/22314, от 19.02.2016 № 03-07-07/9546,04.02.2010 № 03-07-11/18).
  19. Работы по пожаротушению в лесных массивах.
  20. Продажа собственной сельскохозяйственной продукции (при доле в товарообороте не менее 70%).
  21. Исключен.
  22. Продажа жилой недвижимости (письма Минфина от 10.04.2017 № 03-07-14/21073, от 09.03.2016 № 03-07-08/128704, от 16.05.2011 № 03-07-05/11 и ФНС от 17.07.2012 № ЕД-4-3/11746@).
  23. Оформление доли в общем праве на имущество многоквартирного дома при ее передаче (реализация квартиры), в т. ч. и услуги застройщиков по договорам долевого участия (письмо Минфина от 14.03.2011 № 03-07-10/04 указывает, что лица, которые не являются застройщиками, не получают освобождения от НДС).
  24. Исключен.
  25. Маркетинговая передача товаров, если расходы на приобретение одного из них не превышают 100 руб. с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ о распространении рекламных материалов (постановление от 30.05.2014 № 33). См. также: «Рекламные товары дороже 100 рублей — суд разрешил не платить НДС».
  26. Уступка права требования по обязательствам кредиторами.
  27. Портовые работы, оказываемые резидентами ОЭЗ.
  28. Бесплатное предоставление печатной площади или эфирного времени в соответствии с выборным законодательством.
  29. Оказание коммунальных услуг (дополнительные сведения — в письмах Минфина от 23.01.2017 № 03-07-11/2838, от 31.01.2017 № 03-07-11/469, от 23.09.2015 № 03-07-15/54498, от 22.10.2012 № 03-07-07/110 и ФНС от 28.05.2010 № ШС-37-3/2791@) управляющими организациями.
  30. Оказание услуг по содержанию общедомового хозяйства многоквартирных домов (письма Минфина от 03.03.2017 № СД-19-3/40@, 21.11.2011 № 03-07-14/112 и ФНС от 17.06.2016 № СД-3-3/2768@, от 15.03.2013 № АС-3-3/904).
  31. Утратил силу.
  32. Безвозмездное изготовление или распространение рекламы социального характера (письмо ФНС от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@).
  33. По договору об инвесттовариществе — услуги по ведению дел (общих) товарищей.
  34. Передача имущественных прав (вкладов) по договору инвесттоварищества, в т. ч. и передача прав участнику такого товарищества при выделении его доли.
  35. Реализация (передача для собственных нужд) племенного скота, птицы при наличии племенного свидетельства.
  36. Оказание агентских услуг при продаже и сдаче в аренду госимущества.
  37. Услуги по ремонту и техобслуживанию товаров на гарантии.

Банк экспертных заключений

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.

2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам

В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.

Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.

По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС

О планируемых нововведениях по НДС-льготам узнайте из публикации «Алмазная отрасль может получить льготы по НДС».

Если имеется деятельность, не облагаемая НДС и облагаемая

В том случае, если организация кроме деятельности, освобожденной от налогообложения, занимается и другими видами, по которым НДС исчисляется, необходимо вести раздельный учет. Это положение закреплено в п. 4 ст. 149 НК РФ.

При этом необходимо и входящий НДС по приобретенным товарам или полученным услугам учитывать отдельно (для налогооблагаемой и освобожденной деятельности). Правила такого учета налога приведены в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Подробнее см. в материале«Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Что характерно, в главе 21 НК РФ нет четкого указания, как именно следует вести раздельный учет, поэтому предприятиям дается право самим установить методику его ведения. Такая методика закрепляется в учетной политике компании.

Как изменились требования к раздельному учету НДС с 01.01.2018, узнайте здесь.

Статья 346.11 НК РФ. Общие положения

Главой 26.2 НК РФ для налогоплательщиков предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий перехода на УСН. Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН. Также такие организации не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Пример. ООО «Икс», применяющее УСН, оказало услуги ООО «Игрек», являющемуся плательщиком НДС, на сумму 120 000 руб. Счет-фактура не выставлен, сумма НДС включена в стоимость оказанных услуг.

Предлагаем ознакомиться:  Как делится квартира при разводе если есть дети

Поскольку ООО «Икс» применяет УСН и не является плательщиком НДС, то оно не обязано выставлять счет-фактуру и выделять в ней НДС. Но так как ООО «Икс» само могло приобретать материальные ценности, используемые, в частности, для оказания услуг ООО «Игрек», у контрагентов, являющихся плательщиками НДС, которые выставляли ООО «Икс» счета-фактуры с выделенным НДС, очевидно, что и ООО «Икс» в свою очередь включит сумму НДС в стоимость оказываемых ООО «Игрек» услуг.

Подобное положение вещей зачастую порождает отказ от сотрудничества с фирмами и предпринимателями, применяющими УСН. Для того чтобы стабилизировать свои отношения с контрагентами, находящимися на общем режиме налогообложения и сохранить клиентскую базу, организации, применяющие УСН, нередко скрывают, что применяют специальный режим налогообложения и выставляют своим покупателям счета-фактуры с выделенными суммами НДС.

172 НК РФ. При этом Минфин России настаивает на выполнении еще одного условия для правомерности вычета, а именно — продавец должен перечислить НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). То есть фактически к существующим основаниям вычета прибавляется еще одно — следить за перечислением поставщиком-«упрощенцем» выделенной суммы налога в бюджет.

Налоговый кодекс работа без ндс

Однако Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2004 N А26-7051/03-214 было признано, что контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей НДС возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику. Иными словами, покупатель имеет право на вычет НДС независимо от факта перечисления продавцом выделенной в счете-фактуре суммы в бюджет.

При анализе сложившейся ситуации нельзя не отметить существование противоположных по данному вопросу судебных решений. Так Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2005 N Ф04-9273/2004 (7544-А70-31), покупатель был признан правомочным принять к вычету «входной» НДС только если организация, применяющая «упрощенку» и выставившая покупателю счет-фактуру, перечислила выделенный налог в бюджет.

Таким образом, можно сделать вывод, что до настоящего времени не существует однозначной позиции относительно принятия налоговых вычетов от контрагентов-«упрощенцев».

Существенной проблемой при применении УСН является то, что к организациям, которые пошли на выставление счетов-фактур, для того чтобы не потерять своих клиентов, применяющих общую систему налогообложения, налоговые органы могут предъявить финансовые санкции и наложить штраф согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации.

Складывается довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, налоговые органы категорически не признают право покупателей на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным «упрощенцами» на основании того, что в силу ст. 346.11 НК РФ такие организации не являются плательщиками НДС. С другой же стороны, они предъявляют требования к «упрощенцам» представить налоговую декларацию по НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ.

Подобная позиция представляется необоснованной. Примером судебного решения в пользу налогоплательщика можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2006 N А29-7322/2005а, которым было признано, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС

НДС 144.441 (сто сорок четыре тысячи четыреста сорок один) руб. 00 коп. Частые вопросы и ответы на них Вопрос №1.

Условия применения освобождения от НДС

Для того чтобы полноправно воспользоваться освобождением от НДС при проведении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, необходимо иметь разрешительную документацию. По мнению фискального ведомства, в первую очередь речь идет о лицензии.

Заметим, что большинство из перечисленных в ст. 149 НК РФ видов операций легально можно осуществлять, лишь получив лицензию. Осуществление такой деятельности без лицензии не только влечет наложение финансовых и административных санкций, но еще и чревато доначислением НДС.

Перечень лицензируемых видов деятельности указан в законе «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. В соответствии со ст. 9 данного закона лицензии имеют неограниченный срок действия. Переоформлять их требуется лишь в 2 случаях:

  • если она была оформлена до ноября 2011 года и срок, на который она была выдана, истек;
  • было изменено наименование вида деятельности, на выполнение которого была оформлена лицензия.

В случае если срок действия лицензии закончился, а новая еще не оформлена, то, по мнению налоговой службы, компания теряет право заниматься лицензируемой деятельностью. В то же время существует позитивная для налогоплательщиков судебная практика, когда ими было сделано все необходимое, но лицензия не была оформлена по вине госорганов (постановления ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 № А55-20211/2010 и ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 № Ф03-2182/2010).

Кроме того, во многих случаях при осуществлении видов деятельности, освобожденных от уплаты НДС, требуется предоставление и других разрешительных документов. Например, при продаже жизненно необходимых медизделий при проверке налоговой потребуется предоставить регистрационное удостоверение. При продаже комплектующих или запчастей для медицинских изделий также потребуются такие удостоверения (письмо Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027).

По какой ставке платить НДС, если срок регистрационного удостоверения на лекарство истек, узнайте по ссылке.

Некоторым компаниям может быть невыгодно пользоваться освобождением от НДС при осуществлении операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ (отказ от освобождения НДС для хозопераций из пп. 1 и 2 данной статьи невозможен). Специально для них предусмотрена возможность отказа от такого освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Подробнее см.: «Как отказаться от освобождения от НДС».

Можно написать отказ от освобождения от НДС как по одной операции, так и по нескольким, предусмотренным разными подпунктами или в рамках одного из них. При этом запрашиваемый период должен быть не меньше года.

Отказаться от своего права применять освобождение в налогообложении можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС РФ от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Пример такого заявления см. в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Отказ от льготы дает право на применение вычета входного НДС.

См., например, «Можно применить вычет НДС при раздаче рекламных материалов стоимостью до 100 рублей».

Оформление счетов-фактур

Практика выставления счетов-фактур поставщиками, применяющими УСН, и возможность принятия такого НДС к вычету вызывает проблемы у налогоплательщиков.

При буквальном толковании норм НК РФ нельзя с определенностью сделать вывод, что никто, кроме плательщиков НДС, не может выставлять счет-фактуру.

В частности, ст. 168 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика предъявить покупателю к оплате сумму налога и выставить счет-фактуру при:

  • реализации товаров (работ, услуг);
  • передаче имущественных прав дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав. Подобная формулировка дает основания предполагать, что остальные продавцы, не являющиеся плательщиками НДС, также могут выставить счет-фактуру, хотя и не обязаны этого делать.

Статья 169 НК РФ закрепляет правило, согласно которому счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету. Причем невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных п. п.

Более того, п. 5 ст. 173 НК РФ закрепляет обязанность продавца-«упрощенца», который выставил счет-фактуру и выделил с ней сумму НДС, уплатить ее в бюджет.

Однако налоговые органы отказываются принимать к вычету НДС, уплаченный поставщикам-«упрощенцам». Примером тому служит Письмо УМНС России по г. Москве от 16.03.2004 N 21-09/17090, в котором указано, что покупатель, получая товар от «упрощенца», не может поставить к вычету входной НДС, поскольку счет-фактуру выставил не плательщик НДС.

Позиции налогоплательщиков зачастую придерживаются арбитражные суды. В частности, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2005 N А19-19441/04-5-Ф02-1572/05-С1 было признано право покупателя произвести налоговый вычет независимо от того, кем был выставлен счет-фактура, поскольку в соответствии с п. 5 ст.

173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога указанная в счете сумма налога подлежит уплате в бюджет продавцом и, следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на покупателя обязанности по уплате НДС дважды.

Следует также обратить внимание на Письмо Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149, согласно которому организации, получившие от «упрощенца» счет-фактуру с выделенной суммой НДС, могут поставить его к вычету при соблюдении условий, перечисленных, в частности, в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст.

Посредники и освобожденные от НДС операции

В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ право воспользоваться освобождением от НДС при осуществлении перечисленных в пп. 1–3 этой статьи операций не распространяется на посредников. То есть если лицо выполняет такую деятельность в чьих-то интересах, то оно обязано уплачивать полную ставку НДС с размера своего вознаграждения (письма Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-05/15 и УФНС Москвы от 19.07.2010 № 16-15/075620).

При этом исключение составляют операции по продаже товаров или оказанию услуг, которые освобождены от НДС на основании п. 1, подп. 1 и 8 п. 2, подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (основание — п. 2 ст. 156 НК РФ).

Подробнее об этом см. в материале «Какие услуги посредника не облагаются НДС».

Итоги

Итак, исчерпывающий перечень хозяйственных операций, которые освобождены от НДС, содержится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ. Использовать право на освобождение от налогообложения, в соответствии с этой статьей, могут все налогоплательщики, у которых есть необходимые разрешительные документы. При этом лицензия обязательна лишь при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.

Существуют ограничения при выполнении посреднической деятельности: в большинстве случаев посредники лишены права воспользоваться освобождением от НДС (подробнее сказано в п. 7 ст. 149 НК РФ).

В случае если налогоплательщик посчитает, что ему невыгодно пользоваться освобождением от НДС (например, когда принятый к вычету НДС превышает размер уплачиваемого налога), он может отказаться от своего права на срок более года на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.

Продавец – неплательщик НДС или освобожденный от уплаты налога не обязан выставлять счета-фактуры. Покупатель-неплательщик или освобожденный от уплаты НДС учитывает входной налог в зависимости от принятой им системы налогообложения. 

Кто является плательщиком НДС

Множество вопросов возникает у покупателей-«упрощенцев» при приобретении товаров или основных средств у поставщиков — плательщиков НДС.

Поскольку в соответствии со ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, следовательно, они не имеют права поставить к вычету «входной» НДС, который уплачивают поставщикам по счетам-фактурам. Подпункт 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривает для таких организаций возможность уменьшить свои доходы для целей налогообложения иным путем — путем включения сумм НДС по приобретаемым товарам отдельной строкой в расходы.

Предлагаем ознакомиться:  Приватизация квартиры в разных долях

Однако, когда речь заходит о приобретаемых основных средствах, многие организации допускают ошибки, учитывая «входной» НДС в их стоимости, применяя пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

В связи с этим хочется обратить внимание на то, что ст. 38 НК РФ относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Поэтому в целях налогообложения основные средства также относятся к товарам. К ним применяются те же правила, что и ко всем товарам, если НК РФ не установлены специальные правила.

В отношении учета в расходах НДС по приобретаемым основным средствам НК РФ никаких особенностей не предусматривает. Следовательно, «входной» НДС будет отдельным расходом.

Правила, установленные пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ и предписывающие лицам, не являющимся плательщиками НДС, учитывать «входной» НДС в стоимости основных средств, относятся только к лицам, не являющимся налогоплательщиками в соответствии с гл. 21 НК РФ. Организации и предприниматели, переведенные на УСН, не являются плательщиками НДС на основании гл. 26.2 НК РФ, следовательно, должны руководствоваться правилами, устанавливаемыми данной главой.

В отношении сумм НДС, относимых «упрощенцами» на затраты, существует еще одна тонкость. До 2006 г. суммы НДС рассматривались как отдельный доход. Это означало, что налог можно было относить на затраты после его оплаты. Однако в соответствии с Письмом Минфина России от 07.07.2006 N 03-11-04/2/140 организации должны включать уплаченные суммы налога в расходы по мере реализации приобретенных ценностей.

НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются, в том числе, доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.При этом ст. 249 и ст.

  • все компании и частные предприниматели, использующие общую систему налогообложения;
  • субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся импортом и физические лица, перевозящие товары за границу

Согласно положениям НК РФ НДС должен уплачиваться при осуществлении следующих действий:

  • реализация товаров и услуг;
  • перераспределение товаров внутри предприятия;
  • передача продукции для собственных нужд частными предпринимателями;
  • строительные, монтажные и пусконаладочные работы для собственных нужд;
  • экспортные операции

Налог на добавленную стоимость должен быть оплачен до 25 числа каждого месяца с ежеквартальной подачей декларации, обновлённый образец которой утверждён ФНС в 2014 году. Ответственность за несвоевременную подачу декларации, неуплату или ошибочное вычисление налога на добавленную стоимость может носить как административный, так и уголовный характер.

Рекомендации по минимизации негативных последствий

Для того чтобы максимально обезопасить свою организацию от возможных проблем при взаимоотношениях с контрагентами по договорам, применяющими иную систему налогообложения, можно порекомендовать заранее минимизировать вероятные негативные последствия, рассмотренные выше.

Помимо попыток добиться через суд возмещения налоговыми органами уплаченных сумм НДС можно попытаться взыскать уплаченные суммы непосредственно с поставщика. Как вариант — предложить покупателям при заключении договора включать в него условия об обязательном уведомлении со стороны поставщика о применении УСН, при невыполнении которого у покупателя появляется возможность взыскать с поставщика штраф, уплата которого и будет фактическим возвратом начисленного НДС.

Еще один выход из ситуации — заключение поставщиками-«упрощенцами» дополнительных соглашений об уменьшении стоимости товара на сумму НДС, поскольку продавец с прекращением у него обязанности предъявлять покупателю НДС в стоимости товаров должен уменьшить предусмотренную договором стоимость товара на сумму этого налога.

Также способом получения налогового возмещения при покупке товаров или услуг у организаций-«упрощенцев» может быть заключение с подобными фирмами договора комиссии. Зачастую организация — поставщик товаров (услуг) использует материалы, приобретаемые у продавцов, уплачивающих НДС. Соответственно если организация заключит с такой фирмой договор комиссии (агентирования), по которому «упрощенец» закупит по ее поручению товар, то с его цены можно будет принять НДС к вычету. То есть стоимость услуг, с которых организация не сможет вычесть налог, будет ограничена только вознаграждением комиссионера (фирмы-«упрощенца»).

Таким образом, при взаимоотношениях организаций, применяющих различные системы налогообложения, нередко возникают трудности из-за недостаточно определенных формулировок налогового законодательства, зачастую противоречивых разъяснений налоговых и финансовых ведомств, неоднозначной позиции, судебных органов что, конечно же, не может не сказываться на стабильности хозяйственного оборота.

Е.Ширченко

Старший юрист

«Tenzor Consulting Group»

  • Как ИП может работать с НДС
  • ИП с НДС
  • Почему ООО не хотят работать с ИП
  • Как работает ИП с НДС на ОСНО и спецрежимах?
  • Платит ли ИП НДС?
  • Индивидуальные предприниматели и НДС
  • На основании чего ип работает без ндс
  • Образец договора на оказание услуг стороной, применяющей упрощенную систему налогообложения

Как ИП может работать с НДС Налоговым кодексом определен круг предпринимателей, которые платят этот налог. ИП можно работать с НДС, особенно, если он планирует сотрудничать с предприятиями. Также этот налог уплачивается при ввозе импортного товара через территорию РФ, независимо от используемой системы налогообложения. Налог рассматривают в трех вариантах. Подавать декларацию необходимо до 20 числа каждого месяца. Платить его нужно каждый месяц.

Нужна ли счет фактура если ип работает без ндс

без НДС. Сумму НДС заказчик уплачивает дополнительно». Бухгалтер «Стимула» рассчитал НДС таким образом: 802.450 руб. * 18% = 144.441 руб. Общая сумма к оплате «Сафари» составила: 802.450 руб. 144.441 руб. = 946.891 руб. Счет-фактура оформлен бухгалтером «Стимула» так: Наименование Цена НДС Стоимость Монитор Dell 802.450 руб. 144.441 руб. 946.891 руб. ИТОГО: 946.891 (девятьсот сорок шесть тысяч восемьсот девяносто один) руб. 00 коп, в т.ч.

ИнфоИП Сидорчук оказывает услуги по пошиву и ремонту одежды, применяет УСН. 12.09.2016 между Сидорчуком и АО «Чисто Сервис» заключен договор:

  • предмет договора – пошив партии халатов для уборщиц (12 штук);
  • цена договора – 8.320 руб. за партию халатов.

Так как Сидорчук платит единый налог в рамках «упрощенки», то от уплаты НДС он освобожден. При составлении договора в графе «Стоимость услуг» Сидорчук указал: «Стоимость услуг по пошиву халатов (12 единиц) составляет 8.320 руб. (Восемь тысяч триста двадцать) рублей 00 копеек. Данные услуги НДС не облагаются в связи с тем, что «Исполнитель» оплачивает единый налог в рамках упрощенной системы налогообложения.

Внимание

К специальным режимам относятся УСН, ЕНВД, ЕСХН. Однако согласно пунктам 11 и 26 статьи 346 ИП могут формировать и выставлять счета-фактуры без указания суммы налога на добавленную стоимость. «Закрывающими» документами без счёта-фактуры являются товарная накладная или акт приёма-передачи товаров (услуг).

Пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ чётко определяет на основании каких ошибок может быть отказано в возмещении НДС, а какие не признаются существенными и имеют место.

На основании чего ип работает без ндс

Однако по-прежнему все Журналы регистрации предоставляются теми, независимо от системы налогообложения, кто оказывает посреднические и аудиторские услуги или являются застройщиком, а также заключают договора комиссии и агентские. Данная обязанность указана в статье 174 Налогового кодекса РФ. Журналы представляются в курирующий налоговый орган в месяце, следующем за отчётным периодом (как правило, составляет квартал) не позднее 20 числа.

Глава 21 НК РФ Налог на добавленную стоимость (НДС)

Статья 143 Налогоплательщики

Статья 144 Утратила силу

Статья 145 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145.1 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

Статья 146 Объект налогообложения

Статья 147 Место реализации товаров

Статья 148 Место реализации работ (услуг)

Статья 149 Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья 150 Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Статья 151 Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации

Статья 152 Утратила силу

Статья 153 Налоговая база

Статья 154 Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Статья 155 Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав

Статья 156 Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

Статья 157 Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи

Статья 158 Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса

Статья 159 Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Статья 160 Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Статья 161 Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Статья 162 Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Статья 162.1 Особенности налогообложения при реорганизации организаций

Статья 162.2 Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Статья 163 Налоговый период

Статья 164 Налоговые ставки

Статья 165 Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

Статья 166 Порядок исчисления налога

Статья 167 Момент определения налоговой базы

Статья 168 Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Статья 169 Счет-фактура

Статья 170 Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Статья 171 Налоговые вычеты

Статья 171.1 Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств

Статья 172 Порядок применения налоговых вычетов

Статья 173 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Статья 174 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Статья 174.1 Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации

Статья 175 Исключена

Статья 176 Порядок возмещения налога

Статья 176.1 Заявительный порядок возмещения налога

Статья 177 Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Статья 178 Утратила силу