Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений: общие положения

С целью обеспечения соответствия качества услуг в сфере обучения граждан государство инициирует регулярное проведение процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, требующей от представителей школьной администрации тщательной подготовки и кропотливой деятельности по подготовке и сбору документов.

Истечение срока давности документов, подтверждающих успешное прохождение ОУ госаккредитации, налагает запрет на выдачу дипломов выпускникам. Нарушение этого запрета грозит административной ответственностью в порядке, определяемом ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ. В свете этого подготовка к аккредитационному мониторингу является ключевой целью директора, в рамках реализации которой важно разъяснить заместителям и педагогам важность действий по подготовке необходимой документации, а также обеспечить ее своевременную подачу в соответствующую инстанцию.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» актуальные требования к порядку проведения лицензирования и аккредитации школ:

— Переоформление лицензии на образовательную деятельность дошкольных и общеобразовательных организаций
 (перечень документов)
— Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности
 (изменения в законодательстве!)

Процедуры государственной аккредитации ОУ проводится в несколько этапов:

  1. Предоставление заявки в аккредитационный орган — орган исполнительной власти, исполняющий полномочия в сфере образования.
  2. Анализ предоставленной документации.
  3. Проверка и оценка заявителя на месте.
  4. Глубокое оценивание материалов, предоставленных для лицензирования, с последующим принятием положительного или отрицательного решения.
  5. Регистрация и выдача руководителю школы свидетельства о госаккредитации учреждения (или мотивированного отказа).
  6. Реализация комплекса периодического контроля за деятельностью аккредитованной образовательной организации.

Переход к каждому последующему этапу невозможен без успешного прохождения предыдущего. При этом проведение аккредитации образовательного учреждения предусматривает обязательную документацию всех организационных решений, что позволяет в случае возникновения дополнительных вопросов или затруднений оперативной выявить недочеты и устранить их, если это представляется возможным без нарушения условий процедуры.

Следует отметить, что на основании постановления Правительства РФ № 1039, утвержденного 18.11.2013 г., установлены особые условия аккредитации для образовательных учреждений:

  • частной формы собственности, учредителями которых являются религиозные организации;
  • духовной направленности;
  • основанных по инициативе иностранных организаций;
  • используемых сетевую форму реализации образовательных программ;
  • предоставляющих услуги электронного или дистанционного обучения.
  1. Лицензирование: понятие и характеристика. Виды образовательной деятельности, подлежащей лицензированию. Документы, необходимые для лицензирования

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);

б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;

в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;

д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);

Аккредитация образовательного учреждения

е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Предлагаем ознакомиться:  Последствия несоблюдения подсудности

а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) — представление руководства соответствующей конфессии;

б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале.

в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

Аккредитация образовательного учреждения

д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;

ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

Образовательное учреждение, имеющее намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а по специальностям в области информационной безопасности — также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.

з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;

и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях);

Аккредитация образовательного учреждения

к) опись документов, представленных для получения лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом.

а) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

б) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

в) наименование и место нахождения лицензиата;

Аккредитация школы: необходимые документы

В
средней школе изучение экономики должно
быть направлено на формирование у
школьника общего научного представления
об экономической науке. В России
существуют различные адаптированные
программы для учащихся средней школы,
включающие в себя интегрированные
уроки, показывающие важность и взаимосвязь
экономики с другими областями знаний.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание материального ущерба с уволившегося работника

В
средней школе учащийся должен быть
ознакомлен с такими понятиями, как
предпринимательская деятельность,
финансы государства, налоги и налоговая
система страны, спрос и предложение,
банки и банковская деятельность, основы
маркетинга.

Необходимо
сочетание лекционных и практических
занятий, важна творческая составляющая
урока. Преподаватель должен разработать
план уроков таким образом, чтобы новый
материал заставлял учащегося обращаться
к уже пройденному материалу, т.е. чтобы
происходил постоянный процесс повторения,
а, следовательно, и более лучшего усвоения
материала.

В
старших классах обучение экономике
позволяет перейти от начальных знаний
к формированию активной мыслительной
деятельности, обучению анализу и
критической оценке ситуаций, фактических
данных, экономических решений, т.е.
активных форм применения полученных
знаний. О типах уроках и применении
различных форм обучения школьников
экономике речь пойдет ниже.

Аккредитация образовательного учреждения

Таким
образом, ученик, окончив школу, будет
иметь представление об основах экономики,
важнейших терминах и понятиях, ученых,
повлиявших на современное состояние
экономики. Также школьник должен понимать
взаимосвязь экономики с другими отраслями
знаний, понимать ее важность и значение.

Основным документом, инициирующим начало процедуры лицензирования школы, является заявление на аккредитацию образовательного учреждения установленного образца, в которое необходимо включить следующие данные:

  1. Полное и сокращенное (при наличии) наименование ОУ, предоставляющее образовательные услуги по утвержденным программам, место нахождения, контактные данные, адрес официального сайте, регистрационный номер в ЕГРЮЛ.
  2. Перечень филиалов образовательной организации с указанием аналогичных данных (если есть).
  3. Идентификационный номер налогоплательщика.
  4. Перечень образовательных программ, заявляемых для госаккредитации, с указанием уровня образования, направлений учебной подготовки, форм обучения. Дополнительно следует указать о факте реализации сетевой формы обучения, предоставления образовательных услуг на дистанционной основе, если данные факты имеют место.
  5. Сведения о необходимости (или отсутствии таковой) пересылки в школу уведомления (по обычной или электронной почте) о ходе процедуры аккредитационного оценивания.

При аккредитации частной школы заявление подается с измененными данными. Обязательным является указание паспортных данных индивидуального предпринимателя (для иностранца — с латинской транслитерацией) с предоставлением копии документа, удостоверяющего личность, а также указанием номера индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования. В остальном содержание заявления в полной мере соответствует типовому бланку.

Помимо заявления, образовательная организация обязана предоставить в аккредитационный орган для рассмотрения пакет документов, отражающий порядок и качество оказания образовательных услуг (п.8 постановления Правительства РФ № 1039, утвержденного 18.11.2013 г.), а именно:

  • сведения о реализуемых образовательных программах, заявленных для госаккредитации по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России № 667 от 6.07.2015 г.;
  • нотариально заверенную копию о сетевой форме реализации образовательных программ (в отсутствие таковой — оригинал документа) и договора о сотрудничестве с другими учреждениями;
  • сведения о наличии общественного или профессионально-общественного лицензирования в российских, иностранных или международных организациях;
  • доверенность, подтверждающую право уполномоченного лица действовать от имени ОУ;
  • полную опись предоставленной документации.

В соответствии с актуальными законодательными нормами ключевым элементом государственной аккредитации образовательного учреждения является экспертиза, в ходе которой уполномоченные специалисты выявляют соответствие содержания и качества реализации образовательных программ в конкретной школе требованиям ФГОС. Порядок осуществления лицензирования регламентируется в соответствии с:

  • Законом № 273-ФЗ «ОБ образовании в РФ»;
  • постановлением Правительства РФ № 1039, утвержденного 18.11.2013 г., закрепляющего содержание и порядок осуществления госаккредитации;
  • квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к выполнению лицензирования школ (утверждены приказом Минобрнауки России № 556 от 20.05.2014 г.);
  • правила оплаты услуг экспертов с целью возмещения расходов, связанных с осуществлением профильной деятельности (регламентируются постановлением Правительства РФ № 370 от 24.04.2013 г.).

К экспертам, привлекаемым для осуществления аккредитационного оценивания, предъявляются специальные требования: наличие высшего образования, стаж работы в сфере обучения граждан не менее 5 лет, знание нормативной законодательной базы и положений ФГОС, навыки работы с документами, предоставляемыми школами для получения или подтверждения лицензии, а также компьютерами и оргтехникой, владение актуальными мониторинговыми и оценочными процедурами с проведением последующего глубокого анализа и составлением аргументированных заключений.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если вуз лишили аккредитации Право-в.РФ

Отвечает Нина Ладнушкина, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н., почетный работник образования РФ

Важно отметить, что проведению процедуры экспертного оценивания предшествует издание локального приказа об аккредитации образовательного учреждения, определяющего порядок действий участников учебно-воспитательного процесса в связи с грядущим лицензированием. Представителям школьной администрации важно понимать, что должностное лицо аккредитационного органа не только принимает заявление и сопутствующие документы под опись, но и проводит в рамках межведомственного взаимодействия проверку статуса образовательной организации в органах государственной власти.

Кабинет информатики в школе

Целью такой проверки является выявление факта наличия у ОУ лицензии на оказание образовательных услуг, отсутствия неисполненных предписаний или распорядительных актов, регламентирующих приостановление учебной деятельности по отдельным направлениям образования. При выявлении каких-либо несоответствий на имя уполномоченного должностного лица отправляется уведомление соответствующего содержания, на основании которого в течение двух месяцев школа может предоставить исправленные или недостающие документы во избежание приостановления процедуры госаккредитации.

Непосредственно экспертное оценивание, осуществляемое в рамках лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения, проводится с обязательным выездом группы специалистов в школу. Состав экспертной комиссии (в т.ч. ее руководителя), сроки проведения оценивания с обязательной подготовкой распорядительного акта возлагаются на специалиста, ответственного за проведение аккредитационной экспертизы.

По прибытию в образовательное учреждение члены экспертной группы предъявляют руководителю или должностному лицу, выполняющему его обязанности, документы, удостоверяющие личность и уровень профессиональной ответственности, а также копию распорядительного акта, полученную от представителя органа исполнительной власти.

При проведении анализа деятельности школы уполномоченные специалисты могут оценивать не только отчетную документацию, предоставленную вместе с заявлением, но и информацию, размещенную в публичном доступе — на официальном сайте организации. В случаях необходимости лицензирования деятельности учреждений, реализующих образовательные программы исключительно посредством инструментов электронного обучения, актуальный порядок государственной аккредитации образовательного учреждения предусматривает необходимость предоставления экспертам свободного доступа в закрытую информационно-образовательную среду.

Действующим законодательством в сфере образования (п. 69 постановления Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.) предусмотрена возможность оформления отказа в лицензировании образовательного учреждения, в случаях, если в документации, предоставленной для рассмотрения в орган исполнительной власти, выявлена недостоверная информация, или если результаты экспертного оценивания оказались неудовлетворительными.

Доступно в Google Play

Эксперты системы «Образование», ссылая на актуальные правовые нормы, указывают, что порядок действий школьного руководства и учащихся будет зависеть от особенностей конкретного случая. При наличии лицензии в соответствии с Приказом Минюста РФ № 67 от 07.05.2013 г. образовательная организация уполномочена осуществлять учебно-воспитательную деятельность без права выдачи документов выпускникам.

Последние вправе (но не обязаны) перевестись в другое образовательное учреждение или продолжить обучение, но сдавать выпускные экзамены придется на базе школы, аккредитированной по соответствующему направлению подготовки. В то же время руководителю образовательной организации следует еще раз уточнить, что проверяют эксперты в ходе аккредитации школы, чтобы по истечению года пройти повторное лицензирование и вернуть право на выдачу дипломов установленного образца.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

По окончанию осуществления аккредитационного оценивания эксперты готовят отчеты, служащие основой для обоснованного заключения. Данный документ, служащий основанием для выдачи (или отказа в выдаче) свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, передается в аккредитационный орган для дальнейшего рассмотрения.