Права родителей после развода

В законодательстве не существует закона, который бы говорил, что несовершеннолетнего ребенка после оформления развода родителей нужно оставлять маме. Но при этом закреплено равноправие каждой стороны в отношении ребенка, в независимости от того, состоят супруги в браке или в разводе.

На основании п.1 ст.61 СК РФ следует, что обе стороны имеют в отношении своих детей равные права. При этом говорится, что наличие зарегистрированного брака между ними не имеет значения. В случае его отсутствия во время рождения ребенка, отец может добровольно признать отцовство или это может быть определено в суде на основании свидетельских показаний и предоставленных матерью документов.

Равенство прав родителей было установлено еще в Семейном кодексе после революции. Ч.1 ст.18 Конвенции о правах ребенка также указывает на обязанность всех государств-участников не ограничивать родителей в правах на ребенка даже после оформления развода. Исключения составляют определенные факторы, при которых суд имеет право ограничить отца или матери в общении с малышом.

Следовательно, даже после расторжения брака ни одна из сторон не может ограничить другую в общении с ребенком, участии в его воспитании и развитии.

Семейный кодекс РФ определяет и регулирует права отца и матери после расторжения брака.

Каждая из сторон имеет право:

  • На получение информации о ребенке.

Каждая из сторон вправе получать информацию, касающуюся малыша. Например, состояние его здоровья, успехи в школе, повседневная деятельность. Отказ от предоставления данных возможен только при условии угрозы жизни и здоровью ребенка.

  • Право на свободное общение.

Отец или мать вправе посещать ребенка в удобное время и проводить с ним неограниченное количество времени. Даже в том случае, когда по решению суда малыш остался с мамой, это не дает ей каких-либо прав на установление ограничений общения с отцом. Вторая сторона может принимать активное участие в вопросах воспитания, лечения и обучения ребенка наравне с другой. Оспорить или ограничить данные права возможно только в судебном порядке.

Также свое право на общение с ребенком родитель может отстоять в суде в случае, если бывший супруг препятствует общению.

  • Право отказа или согласия на выезд за территорию страны.

Данное право родителей не регулируется Семейным кодексом. Но на основе закона о въезде и выезде в страну отец и мать вправе определять местонахождение ребенка, а также осуществлять контроль за его перемещением вне страны.

Право реализуется:

  • При переезде малыша с одним из родителей на постоянное место жительства за пределы государства;
  • При поездке за границу без сопровождения одного из родителей.

Но стоит учитывать, что право не распространяется на случаи, когда ребенок в сопровождении второй стороны едет с целью временного пребывания за пределы РФ (отпуск).

Один из родителей так же вправе не дать свое согласие на изменение фамилии ребенку.

Все права и обязанности обоих родителей закреплены законодательством Российской Федерации. Но вот то, как они реализуются – другой вопрос.

Зачастую у сторон возникают споры о месте проживания ребенка.

Для решения вопроса существует несколько способов:

  • Составить договор, в котором зафиксировано решение родителей о том, где будет проживать ребенок. Данный документ должен быть предоставлен суду для утверждения. При этом нарушение договора влечет наступление административной ответственности;
  • Обратиться к суду, если родители не смогли договориться, с просьбой установить место проживания ребенка. В этом случае суд учитывает все обстоятельства дела, а при достижении ребенка 10 лет, и его мнение. На основе полученной информации выносится вердикт.

У многих родителей после оформления развода и установления места жительства ребенка возникает еще один достаточно важный вопрос: как происходит общение с малышом родителя, который проживает отдельно?

Для решения вопроса так же существует несколько методов:

  • Путем договоренности родителей.

Для ребенка важно общение с обоими родителями в независимости от места их проживания. Мать и отец могут договориться без оформления каких-либо соглашений и договоров. Частой практикой становится, когда отец, проживающий отдельно от ребенка, забирает его на выходные, но мама при этом контролирует процесс их общения. В этом случае права ребенка и родителей не нарушаются.

  • Путем письменного соглашения.

В случае, когда одна из сторон злоупотребляет своими правами и препятствует общению ребенка с отцом (матерью), лучшим решением является составление письменного соглашения, которое будет регулировать время и форму общения. Заверять данный договор не нужно. Но для того, что бы родители были уверены, что оно не нарушает права ребенка, его можно согласовать с органами опеки и попечительства.

Предлагаем ознакомиться:  Как мощенники обманным путем завладевают деньгами жертвы

В некоторых случаях отношения между бывшими супругами разрушены на столько, что достичь соглашения они не могут. В этом случае для достижения компромисса можно обратиться в суд, который установит время и форму общения стороны, которая не проживает с ребенком. Бывают случаи, когда составленное письменное соглашение отец или мать игнорируют. Тогда спор решается также решается только в судебном порядке с привлечением органов опеки и попечительства.

Родители имеют равные права на ребенка в независимости от того, находятся они в браке или нет. Но в некоторых случаях, одной из сторон приходится обращаться в суд с иском об ограничении прав бывшего супруга.

При вынесении решения, судья внимательно изучает все обстоятельства дела, при необходимости выслушивает мнение органов опеки и попечительства, а затем выносит решение. Это может быть ограничение или лишение прав. Но в любом случае, обязанность по содержанию малыша утрачивается только при достижении ребенком 18 лет и эмансипации.

Тест по правам ребенка

  1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:

б) с момента рождения до 10 лет;

в) с момента рождения до 16 лет.

  1. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств.

  1. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители;

б) родственники;

в) никто;

г) сверстники ребенка.

  1. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

а) запрещает;

б) никогда не вмешивается в него;

в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка;

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.

  1. Ребенок может определять свое отношение к религии:

б) по требованию родителей;

в) учитывая религиозные традиции государства;

г) по совету друзей или взрослых людей.

  1. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

б) не имеет;

в) если это не наносит вреда другим людям.

  1. Государство имеет право разлучать ребенка с одном или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства;

б) не имеет права;

в)если это необходимо в интересах ребенка.

  1. Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

б) не имеют этого права;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;

г) безоговорочно. (учитывая пункт а)

  1. Ребенок, живущий с родителями, имеет право на это жилище:

б) только пока живет с родителями;

в) пока живы родители.

  1. Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости:

а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения;

б) можно использовать при любых обстоятельствах;

в) преследуются по закону;

г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей.

  1. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины;

б) если есть согласие родителей;

в) не могут.

  1. Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:

а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей;

б) учатся в специальных учебных заведениях;

в) не учатся согласно медицинскому заключению.

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних:

а) с 13 лет;

б) с 16 лет за все преступления и с 14 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) с 15 лет

  1. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

в) по согласию с родственниками или опекунами.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1-Х КЛАССАХ «НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Цель: обсудить с родителями ненасильственное воспитание, обсудить способы поддержки ребенка в период адаптации к школеЗадачи:

  • Обобщить знания родителей и детей о принципах ненасильственного воспитания.

Формы работы:

  • Информирование о принципах ненасильственного воспитания

Время: 30 минут

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Предлагаем ознакомиться:  Расположение медалей на кителе мчс

Знакомство с темой

Мы уже говорили с вами о том, что поступление в школу переломный момент в жизни ребенка.

В этом возрасте ребенок переживает кризис. Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет.

Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста наиболее спокойный. А если родители учтут еще и психологические особенности этого возраста, тогда и переживать за малыша нечего. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе — как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Такая родительская тактика противоречит психическим особенностям детей этого возраста.

  • Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
  • Появляется новый уровень самосознания — осознание себя не только как мальчика или девочки, сына или дочери, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
  • Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении, и какое это окружение.
  • Важно, чтобы родители помогали своему ребенку в освоении новой роли, преодолении трудностей. С которыми он сталкивается.
  • Родителям раздается брошюра (приложение 1 Дополнительных материалов) и в презентации освещаются основные моменты, описанные в брошюре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫПриложение № 1. Как простроить благополучные отношения с ребенкомСегодня мы особое внимание уделим вопросам психического, духовного и нравственного развития детей. Очень часто дети в семье получают полноценное питание и хороший медицинский уход, но неправильный стиль общения в семье ставит под удар их психологическое здоровье, эмоциональное благополучие.

Каковы принципы благоприятного стиля общения в семье?

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Нередко можно слышать от родителей: «Не жди от меня…., пока ты не ….», «Если ты будешь хорошим, я буду любить тебя». В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, любят, только если… Психологами доказано, что потребность в любви, чувстве нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей, необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, если вы словом, взглядом, жестом сообщаете ребенку, что он дорого вам, нужен, важен, что он просто хороший.

Но это не означает, что ребенок должен расти в условиях полной вседозволенности и на него никогда нельзя сердиться.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. При этом:

  • их не должно быть много
  • они должны быть гибкими
  • они не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка
  • они должны быть согласованы взрослыми между собой

Если ребенок нарушает правила , плохо ведет себя, скрывать и тем более копить свои негативные чувства взрослым нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Предлагаем ознакомиться:  В каких случаях отец может подать на алименты на ребенка

Недовольство ребёнком не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Ваш ребёнок стал школьником, он учится.

Общий итог учения состоит из нескольких частных результатов. Назовем 4 из них:

  1. знание, которое он получит, или умение, которое он освоит;
  2. тренировка общей способности учиться, т.е. учить самого себя;
  3. эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах;
  4. след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятии. Здесь итог может быть положительным (вы остались довольны друг другом) и отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат. Ни в коем случае не забывайте об остальных трёх.

Организуя внешкольную жизнь ребенка, помните, его личность и способности развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

В буклете, который мы приготовили для вас, мы показали, что часто причина негативного поведения ребенка – проявление в его внешнем поведении таких разрушительных эмоций, как гнев, злоба, агрессия. Но это чувства вторичные, а происходят они от переживания другого рода – боль, страх, обида. Очень часто эти чувства детей учат скрывать.

«Не реви, лучше дай сдачи» и т.д. А причина возникновения боли, страха, обиды – неудовлетворение потребностей. Это не органические потребности (в пище, сне, тепле, отдыхе, физической безопасности). Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен, близок; чтобы у него был успех – в делах, в учёбе, на работе;

чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Именно эти потребности часто находятся в зоне риска. За любым негативным переживанием мы найдем какую-нибудь нереализованную потребность. При благоприятном стиле общения в семье главная задача родителей – найти истинную причину негативного поведения ребенка и постараться устранить её.

Ограничения в правах на ребенка

В каких случаях родители могут быть ограничены или лишены прав на ребенка по установлению суда?

На основании Семейного кодекса РФ, подать иск на ограничение или лишение родительских прав одна из сторон может только в случае:

  • Уклонения второй стороны от выплаты установленного размера алиментов;
  • Уклонения от выполнения родительских обязанностей;
  • Безосновательного отказа взять малыша из родильного или детского дома, медицинских или воспитательных учреждений;
  • Злоупотребления правами;
  • Жестокого обращения, в том числе при осуществлении психологического, физического или сексуального насилия;
  • Злоупотребления наркотическими, алкогольными или психотропными веществами;
  • Совершения иных противоправных действий в отношении несовершеннолетнего.

Но при этом, лишение прав одной из сторон возможно только при указании причины и наличии доказательств у второй стороны.

Многие родители полагают, что после лишения прав они так же не обязаны содержать своего ребенка. Но, на основании Семейного кодекса РФ, даже после решения суда о прекращении одного из родителей прав, за ним сохраняется обязанность обеспечивать малыша.

Права родителей прекращаются так же в случаях:

  • Достижения ребенка 18 лет или достижения дееспособности путем вступления в брак;
  • Эмансипации. Устанавливается в судебном порядке на основании того, что ребенок способен самостоятельно себя обеспечить, имеет работу, учится и может о себе позаботиться;
  • Смерти ребенка или родителей.

Семейный кодекс так же предусматривает ограничение прав. Это может происходить в случаях, когда общение одной стороны имеет негативное воздействие на психику и физическое состояние ребенка.

Зачастую суд ограничивает в правах родителей, которые страдают психическими заболеваниями или ведут безнравственный образ жизни. Ограничения представляют собой, к примеру, общение с ребенком только в присутствии другого родителя. Однако обязательства по содержанию ребенка для такого родителя сохраняются в том же объеме.