Виды конституционно-правовых норм

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Заявление на смену графика работы

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.

Деление норм конституционного права, как и норм других отраслей права, по характеру обязательности предписаний на императивные и диспозитивные признается практически всеми юристами. При этом взгляды на определение императивных норм конституционного права не имеют между собой существенных различий: «Императивные нормы — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.

В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах»19 5). Императивными являются нормы, «. в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывают как поступать в соответствии с указанием»х(19б). «Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила, не допускается замена предписаний этих норм по усмотрению участвующих в применении лиц иными условиями их поведения»х(197).

В качестве примера императивной нормы Е.И. Колюшин указывает на положение ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, запрещающее повторное осуждение за одно и то же преступление^! 98). Императивная норма содержится в ч. 1 ст. 60 Конституции, согласно которой гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству; в ч. 1 ст.

В отличие от императивных норм, понятие диспозитивных норм конституционного права не имеет однозначного определения. С одной точки зрения под диспозитивными понимаются нормы «в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме»*Т199).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельствх(200). В качестве примера такой нормы можно привести ст. 15 Федерального конституционного закона от 31 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*Т201). согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

На основании данной нормы Президент РФ вправе выбрать один из двух вариантов поведения: приостановить действие правового акта либо воздержаться от такого шага. Таким образом, диспозитивная норма в предложенном понимании представляет собой норму, которая предусматривает возможные варианты поведения субъекта конституционного права в очерченных ею рамках.

Иной точки зрения придерживается В.О. Лучин, по мнению которого особенностью диспозитивных норм, отличающей их от императивных норм, является то, что предусматриваемое ими правило поведения применяется лишь постольку, поскольку участники отношений не выработали иных условий своего поведениях(202). Аналогичный подход к пониманию диспозитивных норм встречается в теории правах(203).

Он же преобладает и в частном праве: «Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения»х(204). Именно этот взгляд на диспозитивность был взят за основу при рассмотрении формальной теории разделения права по характеру правовых норм и позволил прийти к выводу, что в отличие от диспозитивных норм частного права соответствующие нормы публичного права предусматривают лишь вариантность поведения участников правоотношений, но, как правило, не предоставляют последним права самостоятельного установления обязательных для себя правил поведения, т.е.

В.О. Лучин выделяет альтернативные нормы конституционного права в отдельную группу, указывая, что эти нормы допускают различные варианты поведения субъектов правоотношений в зависимости от конкретных условий. Аналогичных взглядов придерживается О.Е. Кутафинх(205). В качестве примера альтернативной нормы В.О.

Лучин приводит положение ч. 3 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому: «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы».

Следуя данной логике, альтернативной необходимо признать и приведенную выше в качестве диспозитивной норму ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Таким образом, нормы конституционного права, которые, по мнению сторонников первого подхода, являются диспозитивными, с точки зрения характера обязательности закрепленных в них правовых предписаний следует классифицировать как альтернативные правовые нормы.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в конституционном праве как в одной из отраслей публичного права наряду с императивными правовыми нормами преобладают альтернативные нормы. Это обстоятельство является подтверждением тех выводов, которые были сделаны по итогам анализа формальной теории разделения права по характеру правовых норм.

Вместе с тем нельзя говорить и о полном отсутствии диспозитивных норм в конституционном правех(20б). Так, в соответствии с ч. 4 ст. 66 Конституции РФ: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области».

Данная норма закрепляет возможность вступления двух субъектов РФ в договорные правоотношения. Она носит диспозитивный характер, поскольку не определяет конкретные варианты поведения субъектов правоотношений, а предоставляет им право самостоятельно договориться по определенному кругу вопросов. Возможность договорного регулирования отношений предусмотрена в ч. 3 ст.

Предлагаем ознакомиться:  Компенсация за незаконный обыск: кто имеет на нее право

11 Конституции РФ: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Диспозитивный характер носит также положение ч. 2 ст. 78 Конституции РФ, согласно которому: «Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

В отличие от конституционного права, как и вообще от права публичного, современное частное право практически целиком построено на методе диспозитивного правового регулирования. Проявление этого метода выражается в диспозитивных нормах, которые содержат определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», позволяющей сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает законх(207).

То есть, диспозитивность норм частного права заключается в возможности вступления сторон в частно-правовые договоры, форма, порядок заключения и существенные элементы которых определяются законодательством. Регулирующая роль такого договора сближает его с законом и нормативными актами. При этом его условия отличаются от правовой нормы главным образом двумя особенностями.

Первая связана с происхождением правила поведения: договор выражает волю сторон, а правовой акт — волю издавшего его органа. Вторая различает пределы действия того и другого правила поведения: договор непосредственно рассчитан на регулирование поведения только его сторон — для тех, кто не является сторонами, он может создать права, но не обязанности;

в то же время правовой или иной нормативный акт порождает в принципе общее для всех и каждого правило поведения (любое ограничение круга лиц, на которых распространяется нормативный акт, им же определяется)х(208). Правовое регулирование частно-правовых договоров выражается в установлении порядка их заключения и исполнения сторонами принятых на себя обязательств, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств.

Императивные и диспозитивные нормы

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. Нормы «материального» права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. 2. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, т.

Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей».

А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»

Конституции РФ: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.

Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

Недбайло подвергает критике М.А.

Гурвича за то, что тот проводит отождествление дозволительных и диспозитивных норм.

П.Е. Недбайло пишет: «Так М.А.

Гурвич отождествляет диспозитивность с возможностью лица свободно распоряжаться своим правом. Диспозитивной нормой он называет правило, когда «продавец вправе требовать от покупателя уплаты установленной цены (ст.

180 ГК), но осуществить это требование продавец не обязан».

Дивицына Н. Ф. Семьеведение: Учебное пособие для вузов, М.: 2006, лекция № 8.5 Введение в гендерные исследования: Учеб.

Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. ред. И. В. Костиковой, М.: 2005, с. 125.6 И.И.Белобородов.

Диспозитивные нормы, закрепляющие усмотрение законодательных органов в зависимости от объема компетенции данных органов можно подразделить на: — диспозитивные нормы, закрепляющие неограниченную компетенцию законодательного органа; — диспозитивные нормы, закрепляющие относительно-ограниченную компетенцию законодательного органа. Диспозитивные нормы, закрепляющие усмотрение судебных органов.

5. В качестве основания классификации диспозитивных норм права может выступать функция диспозитивных норм в механизме правового регулирования общественных отношений: правонаделительная, восполнительная, коллизионная. Диспозитивные нормы, выполняющие правонаделительную функцию, называются в юридической литературе управомочивающими.

Лапшин Иван Сергеевич

  1. Категории
  2. Конституционное право

Какой характер носят нормы Конституции РФ-императивный,диспозитивный или дозволительно-императивный?

Диспозитивные нормы, закрепляющие усмотрение законодательных органов в зависимости от объема компетенции данных органов можно подразделить на: — диспозитивные нормы, закрепляющие неограниченную компетенцию законодательного органа; — диспозитивные нормы, закрепляющие относительно-ограниченную компетенцию законодательного органа.

Диспозитивные нормы, выполняющие правонаделительную функцию, называются в юридической литературе управомочивающими. а) осуществляют принадлежащие им права посредством своих собственных действий; б) требуют для реализации своих прав совершения определенных действий обязанными лицами.

Диспозитивные нормы, выполняющие коллизионную функцию – это чаще всего коллизионные нормы об обязательствах. Коллизионные же нормы в иных сферах формулируются преимущественно как императивные.

Вместе с тем, муниципальное право знает и многочисленные изъятия в сторону императивности. Например, ч. 2 ст. 18 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления не может быть меньше двух лет.

Традиционными диспозитивные нормы являются для гражданского права.

Предлагаем ознакомиться:  Регистрация права собственности на дом

Диспозитивные нормы, дающие возможность управомоченным лицам распоряжаться субъективным правом, широко используются в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. «. В целом гражданско-правовое регулирование носит дозволительный характер. В силу специфики регулируемых отношений центр тяжести в гражданско-правовом воздействии на общественные отношения лежит в наделении субъектов правами». Гражданское право по сравнению с другими отраслями права (уголовным, административным) характеризуется преобладанием диспозитивных норм.

Большинство диспозитивных норм в гражданском праве являются нормами договорного права. В отличие от императивных норм, исключить действие которых можно только путем отказа от заключения договора, норма диспозитивная допускает признание договора заключенным вне зависимости от отношения сторон к самой норме, т.е.

согласны ли они с нею или отступили от нее. Это связано с тем, что отступление от правила, зафиксированного в императивной норме, противоправно, а от такого же правила диспозитивной нормы правомерно, поскольку возможность подобного отступления не только не противоречит норме, но и прямо предусмотрено ею.

Диспозитивные нормы призваны восполнять пробелы в тексте договора, образовавшиеся из-за отсутствия в нем решений по соответствующим вопросам. Такого рода нормы основаны на презумпции: зная о предоставленной им законодателем возможности самим выбрать любой вариант, контрагенты сознательно остановились именно на том, который предложен в качестве запасного диспозитивной нормой.

Указанная презумпция является неоспоримой. Это означает, что действие диспозитивной нормы не может быть исключено ссылкой одной стороны на то, что при заключении договора соответствующий вариант контрагентами вообще не обсуждался и, более того, обе стороны, или, по крайней мере, одна из них, не знали о существовании самой нормы.

Так ч. 6 ст. 468 ГК РФ гласит: «Правила настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено договором купли-продажи». Сторонам договора купли-продажи предоставляется возможность по своему усмотрению урегулировать вопрос о последствиях нарушения условия об ассортименте товаров.

Или другой пример: ч. 3 ст. 810 ГК РФ является диспозитивной нормой, так как устанавливает, что «если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет».

Диспозитивные нормы, которые представляют собой одну из закрепленных за участником гражданского оборота гарантий свободного волеизъявления, вместе с тем имеют весьма важную особенность юридико- технического характера. Они освобождают стороны от необходимости включать в договор условия, воспроизводящие правило доведения, зафиксированное в норме, в случае их с ним согласия.

Наконец, следует иметь в виду, что выбор диспозитивной нормой определенного варианта из множества возможных не случаен. Он, как правило, основан на обобщении договорной практики и в этом смысле представляет собой типичное, многократно проверенное, решение. Отмеченное обстоятельство учитывается при разрешении преддоговорных споров.

Диспозитивные нормы встречаются и в уголовном праве.

Несмотря на то, что является бесспорным положение о превалировании императивного метода регулирования в уголовном праве, при помощи которого конструируется подавляющее большинство уголовно-правовых норм, тем не менее, уголовному законодательству известны и диспозитивные нормы. К числу таковых относится, в частности, ч. 2 ст.

12 Уголовного Кодекса РФ, в которой говорится о том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Таким образом, правило данной коллизионной нормы будет действовать лишь в том случае, если иные правила не установлены соглашением государств (диспозитивная норма).

Немало диспозитивных норм содержит в себе институт освобождения от уголовной ответственности (наказания). В научной литературе отмечается, что по характеру применения данные нормы являются преимущественно диспозитивными. Некоторые нормы данного института все же являются императивными. Например, ст. 78, 83, 94 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности (наказания) вследствие истечения срока давности); ч.1, 3 ст.

81 УК РФ (освобождение от наказания в связи с болезнью); ст. 84 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с изданием акта об амнистии); ст. 85 УК РФ (освобождение от наказания ввиду помилования); практически все примечания в Особенной части УК РФ, отражающие освобождение от уголовной ответственности (за исключением нововведений — примечаний к ст. 337, 338 УК РФ).

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Такой же точки зрения придерживается Ю.А. Дмитриев, по мнению которого в советский период развития отечественной правовой науки сложилось представление о том, что конкретную отрасль права характеризует специфический предмет и метод. Однако в современных условиях это не совсем так. Что касается предмета, то его индивидуальная принадлежность конкретной отрасли права сомнения не вызывает, один и тот же метод характеризует несколько отраслей права.

Ю.А. Тихомиров определяет договор как соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению взаимных прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от совершения юридических действий. Он указывает на следующие признаки договора: —

добровольность заключения, т.е. свободное волеизъявление; —

согласие сторон по всем существенным аспектам договора; —

эквивалентный, чаще всего, возмездный характер; —

взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых на себя обязательств; —

законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силух(212).

Между тем перечисленные признаки договора свойственны отраслям частного права, основанным на равенстве и автономии воли участников правоотношений, регулирующим в основном экономические отношения и содержащим значительное число правовых норм, посвященных договорам. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что любой публично-правовой договор должен отвечать всем указанным выше признакам.

Публичное право России не оформлено в единую правовую отрасль, что выражается, в том числе, в отсутствии общей части, которая бы на позитивном уровне закрепила основные элементы правового регулирования договорных правоотношений. По этой причине однозначно говорить о тех или иных свойствах публично-правового договора не представляется возможным.

Одной их отраслей современного публичного права, в которой применяется механизм договорного регулирования отношений, является налоговое право. В частности, ст. 64-65 НК РФХ(213) предусматривают возможность заключения между налоговым органом и налогоплательщиком договора о предоставлении налогового кредита.

причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; —

задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа; —

угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

В случае предоставления налогового кредита по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите. В остальных случаях налоговый кредит предоставляется безвозмездно.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Возможность договорных правоотношений заложена в бюджетном праве РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 134 БК РФХ(214), бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

  • констатирующими, они констатируют свершившийся факт того или иного деяния;
  • регулятивными, регулирующими порядок действия в тех или иных случаях;
  • правоохранительными — меры, принимаемые для удержания того или иного субъекта в границах нормы права.

Низкая степень самостоятельности То есть данная норма не может регулировать правовые отношения самостоятельно, а лишь является дополнением к основной Отсутствие структурных элементов Которые свойственны общепринятым нормам, таких как (гипотеза, диспозиция, санкция) Специальная норма является производной От основной и создана с целью ее детализации и конкретизации Не имеют определенных регулятивных способностей И применяются только для конкретизации новых отраслей или в качестве связующей между двумя разными отраслями права Действие таких норм не должно быть подкреплено Государственными средствами

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

  • Общеобязательность. Этих норм должны придерживаться все, кому они адресованы, без исключений.
  • Документальность – все нормы права подтверждены документально. В официальных бумагах подробно расписаны все рамки, которые следует придерживаться.
  • Отношения не только к одной личности, данные правило распространяется не к одному конкретному лицу, а ко всем физическим и юридическим пунктом (не путать с первым пунктом!)
  • Системность. Данные правила обозначаются как система общественного поведения, правила должны восприниматься как объединение, а не как перечень никак друг к другу не относящихся правил.
  • Возможность привлечения к юридической ответственности в случае нарушения данных правил.
  • Микросистемность. Данные правила дополняют друг друга и ни коим образом не противоречат один другому.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

  • основы конституционного строя;
  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • федеративное устройство РФ;
  • основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы — понятие, структура и виды

своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ; своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормыпервичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

нормы, закрепленные в Конституции РФ; нормы, закрепленные в федеральном законе; нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ. нормы, действующие на всей территории РФ; нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

по степени определенности предписаний: по назначению в механизме правового регулирования: Материальные нормы — предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений; Конституционно-правовые институты — совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Нормы КП объединяются в отраслевые институты.

Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; система государственной власти; система местного самоуправления.

Скажите пожалуйста виды норм права

Привести по одному примеру к Императивной норме,Диспозитивной,регулятивной(из гр.кодекса)» Определитесь.

В УК все императив, в ГК есть и то и другое.

императивные — нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются.диспозитивные — нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей императиная норма предписывает делать что-либо определенным образом и никак иначе, а диспозитивная осталяет право выбора Какие из приведенных статей ГК РФ содержат императивные, а какие диспозитивные нормы: ст.

17, 87, 169, 196 мне кажется они все императивные,т.е. в них прописано что только так и нет выбора как при диспозитивных нормах помогите определить императивная или диспозитивная норма ч.

1 ст.