ГЛАВА I. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

Созданию службы безопасности
предприятия обычно предшествуют два
события: либо это острое желание
руководителей предприятия отреагировать
на внезапно возникшие реальные угрозы
имуществу, физической расправы с
персоналом и т.д., либо это основанный
на результатах исследования вывод о
неудовлетворительном состоянии
безопасности предприятия.

В первом
случае созданная поспешно служба
безопасности способна в некоторой
степени отразить угрозы и в дальнейшем
реагировать на их появление по принципу
«угроза — отражение». Дело меняется
существенным образом при реализации
второго варианта. После детального
изучения состояния безопасности
предприятия (с привлечением специалистов,
если их нет на предприятии) у его
руководителей появится реальное
представление о системе безопасности
предприятия.

Такое системное представление
(зафиксированное в письменной форме)
позволяет осознанно и целенаправленно
проводить работу по обеспечению
безопасности предпринимательской
деятельности и самого предприятия всеми
его подразделениями и сотрудниками.
При этом ведущая роль службы безопасности
не исчезает, наоборот, понимание своей
роли и места в системе безопасности
предприятия приведет только к положительным
результатам.

Следует однако подчеркнуть, что
до настоящего времени нет единого
подхода к определению понятия «система
безопасности предприятия». Чтобы дать
такое определение, необходимо
предварительно выявить элементы этой
системы. Изучение научной литературы
и практики позволили автору прийти к
выводу, что структурными элементами
системы безопасности предприятия
являются научная теория его безопасности,
политика и стратегия безопасности,
средства и методы обеспечения безопасности
и, наконец, концепция безопасности
предприятия.

Совокупность вышеперечисленных
элементов составляет систему безопасности
предприятия.

Служба безопасности предприятия - Документ

Научная теория безопасности
предприятия

Строго говоря, такая теория
находится в стадии формирования.
Относится это прежде всего к понятийному
аппарату. Разберем некоторые из этих
понятий.

Понятие безопасности
приведено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта
1992 года «О безопасности»: «состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз».
Раскрытие этого понятия через термин
«защищенность», на взгляд автора,
значительно суживает ее смысл, подчеркивает
пассивность при реагировании на угрозы.

Сущность безопасности, как представляется,
связана с понятиями «развитие» и
«устойчивость». В связи с этим под
безопасностью следует понимать состояние
объекта (в нашем случае — предприятия)
в системе его связей с точки зрения
способности к устойчивости (самовыживанию)
и развитию в условиях внутренних и
внешних угроз, действий непредсказуемых
и трудно прогнозируемых факторов.

Различают также экономические,
социальные, правовые, организационные,
информационные, экологические, технические
и криминальные угрозы.

— различные структурные
подразделения или группы сотрудников
либо владельцы акций предприятия;

— ресурсы предприятия (информационные,
кадровые, материально-технические,
информационные, интеллектуальные и
финансовые);

— различные виды деятельности
(управленческая, производственная,
снабженческая и т.д.).

Целью обеспечения безопасности
предприятия является комплексное
воздействие на потенциальные и реальные
угрозы, позволяющее ему успешно
функционировать в нестабильных условиях
внешней и внутренней среды.

— выявление угроз для стабильности
и развития предприятия и выработка мер
по их противодействию;

— обеспечение защиты технологических
процессов;

— реализация мер противодействия
всех видов шпионажа (промышленного,
научно-технического, экономического и
т.д.);

— своевременное информирование
руководства предприятия о фактах
нарушения законодательства со стороны
государственных и муниципальных органов,
коммерческих и некоммерческих организаций,
затрагивающих интересы предприятия;

— предупреждение переманивания
сотрудников предприятия, обладающих
конфиденциальной информацией;

— всестороннее изучение деловых
партнеров;

— своевременное выявление и
адекватное реагирование на дезинформационные
мероприятия;

— разработка и совершенствование
локальных правовых актов, направленных
на обеспечение безопасности предприятия;

— реализация мер по защите
коммерческой и иной информации;

— организация мероприятий по
противодействию недобросовестной
конкуренции;

— обеспечение защиты всех видов
ресурсов предприятия;

— реализация мер по защите
интеллектуальной собственности;

— организация и проведение мер
по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли оформить омс по договору подряда для белорусов

— выявление негативных тенденций
среди персонала предприятия, информирование
о них руководства предприятия и разработка
соответствующих рекомендаций;

— организация взаимодействия с
правоохранительными и контрольными
органами в целях предупреждения и
пресечения правонарушений, направленных
против интересов предприятия;

— разработка и реализация мер по
предупреждению угроз физической
безопасности имуществу предприятия и
его персоналу;

— возмещение материального и
морального ущерба, нанесенного предприятию
в результате неправомерных действий
организаций и отдельных физических
лиц.

1) Приоритет мер предупреждения.
Содержание этого принципа предполагает
своевременное выявление тенденций и
предпосылок, способствующих развитию
угроз, на основе анализа которых
вырабатываются соответствующие
профилактические меры по недопущению
возникновения реальных угроз.

2) Законность. Меры
безопасности предприятия разрабатываются
на основе и в рамках действующих правовых
актов. Локальные правовые акты предприятия
не должны противоречить законам и
подзаконным актам.

3) Комплексное использование
сил и средств. Для обеспечения
безопасности используются все имеющиеся
в распоряжении предприятия силы и
средства. Каждый сотрудник должен в
рамках своей компетенции участвовать
в обеспечении безопасности предприятия.
Организационной формой комплексного
использования сил и средств является
программа обеспечения безопасности
предприятия.

4) Координация и взаимодействие
внутри и вне предприятия.
Меры противодействия угрозам осуществляются
на основе взаимодействия и скоординированности
усилий всех подразделений, служб
предприятия, а также установления
необходимых контактов с внешними
организациями, способными оказать
необходимое содействие в обеспечении
безопасности предприятия. Организовать
координацию и взаимодействие внутри и
вне предприятия может комитет (группа
совет и т.д.) безопасности предприятия.

5) Сочетание гласности с
конспирацией. Доведение
до сведения персонала предприятия и
общественности в допустимых пределах
мер безопасности выполняет важнейшую
роль — предотвращение потенциальных и
реальных угроз. Такая гласность, однако,
должна непременно дополняться в
оправданных случаях мерами конспиративного
характера.

6) Компетентность.
Сотрудники и группы сотрудников должны
решать вопросы обеспечения безопасности
на профессиональном уровне, а в необходимых
случаях специализироваться по основным
его направлениям.

7) Экономическая целесообразность.
Стоимость финансовых затрат на обеспечение
безопасности не должна превышать тот
оптимальный уровень, при котором теряется
экономический смысл их применения.

8) Плановая основа деятельности.
Деятельность по обеспечению безопасности
должна строиться на основе комплексной
программы обеспечения безопасности
предприятия, подпрограмм обеспечения
безопасности по основным его видам
(экономическая, научно-техническая,
экологическая, технологическая и т.д.

9) Системность.
Этот принцип предполагает учет всех
факторов, оказывающих влияние на
безопасность предприятия, включение в
деятельность по его обеспечению всех
сотрудников подразделений, использование
в этой деятельности всех сил и средств.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ

Правовой статус охранно-сыскного
подразделения или службы безопасности
предприятия имеет ряд особенностей,
которые выделяют его из других форм
частной детективной и охранной
деятельности. Знание этих особенностей
имеет не только научное, но и практическое
значение.

Прежде всего, обращает на себя
внимание особый порядок создания и
ликвидации службы безопасности.

Под предприятием, которое вправе
учреждать собственную службу безопасности,
понимается исключительно коммерческая
организация (полное товарищество,
товарищество на вере, общество с
ограниченной ответственностью, общество
с дополнительной ответственностью,
акционерное общество, производственный
кооператив, государственное унитарное
предприятие и муниципальное унитарное
предприятие).

Предприятие-учредитель представляет
в органы внутренних дел (по месту своего
нахождения) следующие

заявление о согласовании Устава
службы безопасности;

Устав службы безопасности;

лицензии на руководителя и
персонал службы безопасности;

сведения о характере и направлениях
деятельности службы безопасности,
составе и предполагаемой численности
персонала, наличии специальных средств,
технических и иных средств, а также
потребности в них и оружии.

Следует отметить, что по смыслу
Закона РФ «О частной детективной и
охранной деятельности в Российской
Федерации» лицензии должны быть получены
до образования службы безопасности,
однако на практике это правило не
соблюдается. Как правило, процесс
учреждения службы безопасности и
получения лицензий на частную сыскную
и охранную деятельность происходит
параллельно.

Учредителями службы безопасности
не могут быть физические лица
(даже имеющие лицензии на осуществление
частной детективной и охранной
деятельности) или несколько юридических
лиц. В соответствии с Законом учредителем
службы безопасности может быть только
одно предприятие.
Целесообразность такого порядка
учреждения службы безопасности вызывает
со стороны исследователей и практиков
обоснованную критику, считающих его
(т.е.

Предлагаем ознакомиться:  Односторонний отказ от предварительного договора

этот порядок) бюрократизмом и
ненужной преградой. Действительно,
какие аргументы «против» могут быть в
случае, например, желания руководителей
нескольких мелких предприятий (выпускающих
однородную продукцию и расположенных
компактно на территории) создать единую
для всех службу безопасности?

Кроме
того, существующий порядок учреждения
службы безопасности можно легко обойти
и физическому лицу, пожелай он создать
собственную службу безопасности. Он
может, например, вначале создать и
зарегистрировать акционерное общество,
единоличным собственником которого и
станет, после чего учредит при нем службу
безопасности.

При создании службы безопасности
предприятие-учредитель может предоставить
ей право открывать текущий и расчетный
счета в банке (это должно найти отражение
в Уставе). Текущий счет предназначен
только для операций, связанных с выдачей
наличных денег, а по расчетному счету
проводятся операции, связанные с
безналичными перечислениями.

Однако
это не позволяет относить службу
безопасности к юридическому лицу, т.к.
его важнейший признак — наличие у него
обособленного имущества — отсутствует.
Кроме того, применение в Законе термина
«охранно-сыскное подразделение на
предприятии» (ст. 14 Закона) означает:
такое оргструктурное формирование, как
служба безопасности, может функционировать
только в рамках юридического лица, т.е.
предприятия-учредителя.

Ликвидация службы безопасности
может произойти при добровольном отказе
его персонала от выполнения своих
обязанностей, по инициативе
предприятия-учредителя, при ликвидации
предприятия-учредителя и в случае
аннулирования органом внутренних дел
лицензий всем охранникам и детективам.
Первый и последний варианты носят скорее
теоретический характер, однако, полностью
исключать их нельзя.

Важнейшей особенностью любой
службы безопасности является обязательное
наличие в ее структуре как детективных,
так и охранных подразделений, Безусловно,
такое сочетание позволяет наладить
взаимодействие между ними, проводить
комплексные мероприятия по предупреждению
и пресечению правонарушений и т.д.

, что,
в конечном счете, повышает эффективность
деятельности службы безопасности.
Правда, соотношение между группами
детективов и охранников может быть
различным. Зависит это от таких факторов,
как финансо-вые возможности учредителя,
невозможность подбора в данной местности
детективов, недопонимание со стороны
предпринимателей роли и значения сыскных
подразделений и т.д.

наличие коммерческой тайны;

состояние, структура и динамика
правонарушений на предприятии;

наличие значительных материальных
ценностей, и валюты;

реальная и потенциальная сумма
нанесенного предприятию ущерба;

имеющиеся факты промышленного
шпионажа;

реальность угроз физической
расправы над сотрудниками предприятия
со стороны преступных элементов;

фактические возможности со
стороны местных правоохранительных
органов в оказании помощи предприятию
в пресечении правонарушений;

взаимоотношения с конкурентами
и соблюдение пра-вил функционирования
рыночной экономики;

степень правовой и иной подготовки
сотрудников по вопросам обеспечения
безопасности предприятия и т.д.

Если при этом не вызывает
трудностей определение
количества охранников
(здесь применима методика, принятая в
органах внутренних дел), то определение
количества детективов и других сотрудников
зависит от опыта и интуиции руководителей
службы безопасности, (нормативы на эти
категории сотрудников отсутствуют)

Следует отметить, что в Законе
под персоналом службы безопасности
понимаются только те лица, которые в
установленном порядке получили лицензии
детективов и охранников. Их правовой
статус определен в нем достаточно полно
(существующие недостатки, пробелы и
т.д. в литературе описаны в достаточной
степени, поэтому автор их не рассматривает).

Предлагаем ознакомиться:  Квартиры выставленные на торги судебными приставами, арестованная недвижимость

В то же время статус руководителей
службы безопасности, выполняющих, прежде
всего организационно-управленческие
функции, не определен. Устраняется этот
пробел обычно путем разработки должностных
инструкций. Помимо детективов и охранников
в службе безопасности работают лица,
относящиеся к вспомогательному персоналу
(водители, программисты, секретари,
машинистки и т.д.). Их статус определяется
также должностными инструкциями, а
количество — регламентируется существующими
нормативами.

В Законе четко определено, что
служба безопасности создается в интересах
собственной безопасности учредителя,
однако роль службы безопасности в ее
обеспечении не определена. Представляется,
что служба безопасности предназначена,
прежде всего, для организации защиты
от всех видов угроз.

Детализация тех угроз, устранение,
пресечение или нейтрализация которых
входит в компетенцию службы безопасности,
должна найти отражение в ее уставе
применительно к основным видам
безопасности.

Приведем краткий перечень
возможных действий службы безопасности
по пресечению, устранению или нейтрализации
угроз в рамках основных видов безопасности.

Физическая безопасность —
охрана персонала от насильственных
преступлений, предупреждение таких
преступлений и т.д.

Информационная безопасность
— сохранение коммерческой тайны, борьба
с хакерами и т.д.

Экономическая безопасность
— охрана имущества предприятия, борьба
с экономическим шпионажем и т.д.

Экологическая безопасность
— документирование экологических
правонарушений, выставление экологических
постов и т.д.

Пожарная безопасность
— проектирование, монтаж и эксплуатационное
обслуживание пожарной сигнализации,
выставление по-стов в местах возможного
загорания и пожаров и т.д.

Техногенная безопасность
— охрана наиболее опасных участков
предприятия от террористов, участие в
расследовании техногенных катастроф
и т.д.

Психологическая безопасность
— информирование персонала предприятия
об отсутствии реальных угроз, адекватное
реагирование на дезинформационные
мероприятия и т.д.

Научно-техническая безопасность
— охрана ноу-хау, организация охраны
научных лабораторий и т.д.

Саму же службу безопасности,
призванную обеспечить безопасность
предприятия, можно определить как его
структурное формирование, осуществляющее
в рамках законодательства и собственного
устава меры по предотвращению и пресечению
угроз интересам своего учредителя.

Следует отметить, что Закон
содержит ряд положений, которые могут
неоднозначно восприниматься. Так, в
частности, среди практиков нет единого
понимания о сути запрета на оказание
услуг, не связанных с обеспечением
безопасности своего предприятия.

Действительно, чрезвычайно
трудно, а иногда невозможно, установить
тот рубеж, за которым оканчивается
безопасность учредителя. Контакты
предприятия с деловыми партнерами,
сотрудниками правоохранительных и
надзорно-контрольных органов,
представителями местной власти, клиентами
и т.д., неизбежно повышают риск нанесения
себе ущерба и делают эти границы весьма
расплывчатыми, неопределенными.

Представляется в связи с этим, что
единственным критерием, определяющим
пределы безопасности своего предприятия,
является возможность нанесения ущерба
интересам учредителя. При этом часто
возникают ситуации, когда возможное
нанесение ущерба деловому партнеру
неизбежно влечет убытки учредителю,
т.е.

создается угроза совместным интересам
двух (или более) предприятий. Например,
в соответствии с договором о совместной
деятельности между деловыми партнерами
и предприятием-учредителем, на территории
последнего размещаются мастерские,
которые неизбежно будут охраняться
сотрудниками службы безопасности.

Формальное нарушение запрета оказывать
услуги, связанные с обеспечением
безопасности другого предприятия к
тому же бесплатно, здесь налицо, в то же
время и очевидна его бессмысленность.
Кроме того, в некоторых службах
безопасности складывается иногда
ситуация, когда в силу временных причин
(ремонт охраняемых помещений, отсутствие
транспорта для перевозки грузов и т.д.

)
предприятие-учредитель терпит финансовые
убытки из-за вынужденной выплаты его
персоналу зарплаты за невыполненную
работу. Дополнительно к этому фактору,
вынужденная бездеятельность сотрудников
службы безопасности приводит и к другим
нежелательным последствиям для его
коллектива (упадок дисциплины, снижение
профессионализма и т.д.).